вторник, 23 апреля 2013 г.

Будва


Будва - древний, благодатный и приятный город на Адриатике. Природа и люди сделали ее такой для своего наслаждения.Она возникла в VI или VII веке до нашей эры на равнине прибрежного островка, вблизи крутых склонов горы Спас. Некогда островок с берегом соединял песчаный перешеек, а затем насыпь, шириной примерно в сто шагов. На месте этой прежней насыпи сейчас раскинулась широкая площадь - место для прогулок и встреч.О возникновении Будвы и битвах за ее выживание на протяжении веков и тысячелетий говорят многочисленные легенды, пре­дания, хроники и исторические факты, а свидетелями этого являются остатки материальной культуры, но, прежде всего, сама Будва с ее прекрасно сохранившейся средиземноморской урбанистической и архитектурной целостностью.По легенде, Будву основали финикийцы, самые первые мореплаватели на Средиземном море. Ее построил правитель и завоеватель Беотие Кадмо, сын финикийского короля Агенора и королевы Телефосы. Это произошло тогда, когда Кадмо вместе со своей женой Гармонией был выдворен из Тебы, откуда на упряжке с волами он прибыл с страну иллирийцев и нашел убежище у племени Энхилея. Под его командованием они победили своих неприятелей и провозгласили его королем иллирийцев.В письменных источниках впервые город упоминается в V до нашей эры под именем Бутуа, Бутхос, Бутоба, Антикув и Цивитас. Греческий поэт Софокл в одной из своих трагедий упоминает о ней, как о городе иллирийцев, а Скилак, греческий писатель, называет ее главным городом Энхилея. В одном из документов более позднего периода есть запись: „Костел Будва построен в старые времена на южной стороне одного островка. В городе высокие стены и ровные площади, имеются необходимые склады для амуниции, колодцы, печи, здания, предназначенные как для государственных деятелей, тан и для военных..."
О том, что Будва - очень старый город, наиболее достоверно свидетельствуют археологические находки, особенно те, которые были найдены в 1939 и 1979 годах.В 1939 году в месте, где сегодня стоит отель „Авала", был открыт большой античный некрополь. Было установлено, что он датируется IV веком до нашей эры и неразрывно связывает эллинистический период и римскую эпоху. В этих захоронениях было найдено довольно большое количество драгоценных предметов из камня, керамики, стекла, а также настоящие сокровища - эллинистические и римские золотые украшения: ожерелья, медальоны, кольца, браслеты, серьги. Все это говорит о богатстве и культурном уровне этого города.Опять-таки в 1979 году, после катастрофического землетрясения, во время реставраторских работ над некоторыми объектами древней архитектуры были обнаружены остатки одного дворца с мозаикой и значительное количество древних ценных предметов, среди которых были и такие, которые временем своего происхождения и подлинностью отодвинули возрастную границу Будвы еще в более далекое историческое прошлое - в VI век, а по некоторым утверждениям даже в VII век до нашей эры. Считается, что несмотря на это открытие все еще не установлено точно, когда именно возникла Будва - одно из самых старых поселений на Адриатике.Большая часть найденных предметов находится и хранится в Археологическом музее в Будве и в Народном музее в Белграде.В вихре смены веков и эпох Будва узнала и пережила многие народы, многих правителей и много перемен. Археологические находки и древнегреческий писательСофокл нам рассказывают, что вначале это был иллирийский город. В то же время, как полагают ученые, город был и греческим поселением - их морским и торговым пристанищем, через которое греки вели торговлю с иллирийцами. У иллирийцев они покупали сельскохозяйственные продукты, а им продавали изделия из керамики, военную экипировку и дорогие украшения из золота. Они же обучали их, как строить корабли, и мореплаванию.С первой половины II века до нашей эры вплоть до 535 года нашей эры Будва была римским городом. В этот период она становится важнейшим населенным пунктом в южной части Адриатики, торговым центром и перекрестком морских и сухопутных дорог. В это же время в этом благодатном крае начинают выращивать оливковые деревья и виноградную лозу - сельскохозяйственные культуры, занимавшие особо важное место в торговле.Во время ослабления Римской империи и ее распада на Западную, Римскую, Восточную и Византийскую пограничная линия между этими империями прошла через Будву. Это произошло в 395 году.Как тогда в западной части города, так и позже употреблении был латинский язык и чувствовалось сильное влияние римской католической церкви, а в восточной части все больше стало преобладать влияние Византии и православия. В преданиях говорится, что эти разные религии проводили богослужения в одной церкви, но по очереди: католики - в западной, а пра­вославные - в восточной ее части.В 535 году Будва полностью попадает под власть Византии, и это продолжается вплоть до 841 года, когда арабы, внезапно напав на город, поработили, разграбили и полностью разорили его. Об этом ужасающем событии греческий царь и историк Константин Порфирогенет оставил запись: „... арабы под предводительством Калфуна на 36 кораблях весной 841 года напали на Будву и опустошили ее".После колонизации Будвы славянскими племенами I сербами она была полностью восстановлена. Восстановление города, судя по всему, произошло и быстро и основательно, так как уже в 886 году она становится резиденцией Дуклянского епи­скопства.
Правда, Византия еще раз, в 1018 году, получила возможность взять власть над Будвой, но это продолжалось недолго. Зетский князь Войислав, после великой победы над византийскими войсками под Баром в 1042 году получает власть над городом. В составе государства Зета под властью династии Вой- иславлевичей Будва находится в течение почти 150 лет, а затем она становится частью государства Неманичей. Таким образом, это прекрасное поселение оставалось свободным свыше 300 лет вплоть до 1372 года.Это был самый спокойный и благоприятный период в жизни города. Здесь развивается торговля и мореходство, строятся дворцы, церкви и монастыри. В его окрестностях развивается скотоводство, разведение маслин и виноградарство. Бочки и деревянные бочонки наполняются маслом, вином и медом. С 1346 по 1373 год Будва получает статус свободного города. Этот статус регулировался при помощи 295 гражданско- правовых положений. Считается, что царь Душан лично редактировал статут города. Он также удостоил город своим посещением.После смерти царя Душана и распада его царства Будвой упра­вляют зетские аристократы Балшичи, чья власть над городом продолжается до 1392 года. Для Балшичей он является центром торговли солью и военным портом. После Балшичей городом управляет боснийский воевода Сандалий Хранич. От воеводы Сандалия его освобождает Джюрадж Стратимирович, который настаивает на том, чтобы Будва была передана в руки венецианцев. Но против этого выступает Балшич III. В то время у него была резиденция в Будве, которую он оборонял от венецианцев. Балша III умирает в 1421 году, с его смертью заканчивается период правления Балшичей в Будве.С этого периода Будву оккупируют, захватывают и пытаются навязать свою власть венецианцы, турки, французы и австрийцы. Это порабощение длится примерно пять веков -до 1918 года, когда она окончательно освобождается от австрийской оккупации и становится свободным черногорским городом.ГОРОД БУДВА, несмотря на погромы, погромы и разрушения, встречает конец XX века во всем своем прежнем великолепии и красоте в том самом месте, где она и возникла, как яркий средневековый средиземноморский город.Он окружен высокими и мощными крепостными стенами, построенными в XV веке для обороны против турок. Крепостные стены оснащены несколькими башнями и крепостью Кастел. Когда-то Кастел служил щитом для города с морской стороны. В его укромных подвалах хранилась амуниция и запасы еды на случай продолжительной осады города, а на территории города стояли стражники, находились литые пушки и бойницы.Сегодня это самая красивая часть города с летней сценой под открытым небом на самом верху, где в рамках летнего фестиваля „Город-театр" проходят театральные спектакли. На территории крепости Кастел оборудована удивительная смотровая площадка.
Старый город, Будва 

В крепость можно попасть через несколько ворот: со стороны моря и со стороны берега. Раньше они очень строго охранялись и запирались на ночь, а в наши дни они всегда широко открыты для туристов.Внутри крепостных стен гармоничный городской ансамбль соткан из небольших изящных зданий, улочек, переулков и площадей. Двухэтажные и трехэтажные здания построены из гладкого камня, в основном их украшают декоративные детали в стиле ренессанса и барокко, а на первых этажах зданий расположены уютные кафе, киоски и разные магазинчики. Улочки, переулки и площади выложены гранитной брусчаткой, отшлифованной ногами прохожих до такой степени, что она стала похожа на мрамор.Памятники сакральной архитектуры представляют собой особую прелесть и ценность города. А это: церковь Святого Ивана, Святой Богородицы, Святого Савы и Святой Троицы. Они расположены совсем рядом друг с другом на площадке перед крепостью Кастел.Церковь Святого Ивана своей величественной колокольней возвышается над городом и его окрестностями. В документах говорится, что она была построена в VII веке, и это один из самых старых храмов на нашем побережье. Сегодняшний внешний вид церкви не соответствует исконному, так как ее много раз переделывали и перестраивали. В 1867 году с ее северной стороны была построена колокольня. Церкви принадлежит и Епископский двор, построенный с южной стороны. Здесь же до 1828 года находилась резиденция Будванского епископства. Когда мы входим в эту церковь, наше внимание привлекает не только ее необыкновенное внутреннее убранство, но и настенная роспись и иконы. Среди них особое место занимает икона Богородицы с Христом, которую называют Мадонна из Пунта. Это работа по дереву венецианского мастера школы Тьеполо. Остальная живопись и иконы тоже принадлежат кисти венецианских мастеров периода с XV по XVII веков. Наш взгляд очарован и алтарем, выполненным в 1863 году, а также серебряным крестом, подсвечниками и другими предметами, представляющими большую культурную ценность. В церкви есть архив и библиотека, где гранятся драгоценные экземпляры старинных церковных книг и документов из далекого прошлого. Особую ценность представляет .Хроника" викария Антуна Коевича. Она содержит записи обо всех важнейших событиях, происходивших в Будве в период с 1796 по 1842 год.Церковь Пресвятой Богородицы Марии из Пунта построена в 840 году, о чем свидетельствует надпись на латинском языке, выбитая на камне, который находится в восточной стене церкви. На нем написано:„...MARIE ET CUM FRATRE MED DCCCXL". Церковь была построена бенедиктинцами, позднее она принадлежала францисканцам вплоть до 1807 года.Когда сербский царь Душан в 1351 году посетил Будву, то именно в этой церкви он издал одну из хартий, в которой, по предположениям, говорилось о статуте Будвы и получении автономии. В церкви работала и первая будванская школа.Церковь Святой Троицы была построена в 1804 году. Ее украшают прекрасные купола и колокольня стремя колоколами. Перед церковью находится могила Степана Митрова Любиши, выдающегося будванского и черногорского писателя. В ее внутреннем убранстве следует особо отметить иконостас а также настенная роспись на хорах, выполненная в 1864 году Николой Аспиоти. Будва в наше время, как и другие приморские города, разрослась за пределы городских крепостных стен. На широком Будванском поле раскинулся новый город с современными зданиями: отелями, туристическими гостиничными комплексами, виллами, летними домиками и дачами, спортивными площадками, парками, аллеями, бульварами и площадями. В этом новом городском декоре своей необычностью и красотой выделяются комплекс отеля „Могрен" и „Авала" и гостинично-туристический комплекс „Словенска плажа".
Отели „Могрен" и Авала" производят великолепное впе­чатление. Они образуют целостный неповторимый ком­плекс, расположившийся между городскими крепостными стенами, морем и горой Спас. Предлагаемые ими удобства удовлетворят желания самых разборчивых туристов из этих краев и со всего мира. Рядом находится знаменитый пляж Могрен, который придает этим туристическим объектам еще большую привлекательность. Длина пляжа составляет около 400 метров, а его песок мелкий, как мука. И хотя пляж находится совсем рядом с городом, это довольно уединенное место, растянувшееся вдоль кристально чистого моря под прикрытием скал и зелени горы Спас."Словеиска плажа" - это гостинично-туристический комплекс, уникальный и целостный объект, не похожий ни на один комплекс на берегах Адриатики.Он построен в 1988 году и занимает площадь примерно в 20 гектаров. Он состоит из гармоничных небольших двухэтажных домиков. На первых этажах расположены магазинчики, рестораны, кафе, бары, салоны и супермаркеты, а на вторых этажах находятся апартаменты и номера. Домики соединены улицами, гротами и пьяццетами, а улицы комплекса плавно переходят в городские улицы Будвы. В комплексе открыты бассейны с морской водой, спортивные площадки для детей и взрослых.Благодаря его внешнему виду и комфортабельности прожи­вания в нем, отдыхающие называют его еще .туристической деревней". Полному расслаблению и отдыху не мешают ни обед по расписанию в определенное время, ни бдительные портье. Пляж находится рядом с комплексом. Пляж благоустроен безукоризненно, очень удобный и приятный. В Будве есть и современный порт международного значения. Он оборудован причалами для яхт, пристанями для небольших и средних судов. Возле порта находится и марина, а напротив - прекрасный Школь. ШКОЛЬ - одинокий островок, находящийся на расстоянии одной морской мили от порта. Его называют - Святой Никола. Из морской синевы он поднимается, как сгорбленный великан. Его внешний вид и полное уединение посреди морской пучины притягивает взгляды туристов и вызывает любопытство ку­пающихся на Словенском пляже. Он представляется им ро­мантическим холмом посреди моря, до которого можно доплыть самому или на лодке, чтобы насладиться первобытной тишиной. Но тем, кто видит его с городского Кастела или из порта, он показывает совсем другое лицо - драматичное и трагичное. Создается впечатление, будто какая-то странная сила по неизвестной причине и неизвестно когда одним ударом страшной силы расколола остров посередине, с востока на запад, и разделила его на две части. И опять-таки по неизвестной причине ту половину, которая смотрит на Словенский пляж, она оставила такой же, как и раньше, а половину, обращенную к морской пучине, - раздробила и утопила в море. Жители Будвы сохранившуюся часть острова назвали Школь, а разрушенную часть, точнее, его остатки, выглядывающие из моря, - Школье.Можно предположить, что эта мощная сила хотела по-своему проложить путь морякам к будванской бухте. Но даже если бы это было так, то моряки и навигаторы все равно должны быть внимательны рядом с надводной и подводной частью острова. Со Словенским пляжем Школь соединен мелководьем, которое называют Тунь. Во время отлива глубина моря здесь составляет всего лишь около полуметра. В преданиях говорится, что эта песчаная отмель появилась, когда Святой Сава (Сава Неманич) решил из Будвы отплыть в Святогорье. Но корабль, на котором он должен был плыть, из-за непогоды никак не мог пристать к берегу, ему удалось лишь бросить якорь в месте, защищенном от ветра островом Школь. Святой Сава не хотел откладывать свое путешествие и бросил с морского берега камень в направлении корабля. И вдруг от камня и до Школья образовалась песчаная отмель, по которой он добрался до корабля и продолжил свой путь.
Красота Школья и рассказываемые о нем легенды превратили остров в романтическое и привлекательное место для экскурсий. Своим поклонникам он предлагает покой, пляжи, тропинки и дорожки, которые через зеленую растительность ведут на самому его верх, откуда открывается неповторимый и незабываемый вид: на бесконечное море, на торжественно украшенную Будванскую Ривьеру, на изрезанные берега, покрытые оливковыми деревьями, на венец ловченских вершин, упирающихся прямо в небо и оберегающих Ривьеру от северных ветров.Экскурсантов на Школье ожидает и уголок, где они могут подкрепиться, хорошо провести время и повеселиться - это бар-ресторан "Гавайи", оборудованный в экзотическом поли­незийском стиле. Недалеко от него расположен и памятник старины - небольшая церковь Святого Николы. К острову Святой Никола - Школь туристы могут добраться и вернуться на лодках и катерах из будванского порта. Когда я был в Будве и знакомился с городом, один из экску­рсоводов мне сказал: "Сегодня Будвой называют не только место, на котором находится Старый и Новый город. В Будву превратилась и вся Будванская Ривьера, от пляжа Яз на западе, где она начинается, до конца Булярицы, на востоке. На этой линии, - продолжает он, - расположились старые и новые поселения с гостиничными комплексами, домами отдыха, ви­ллами, дачами, детскими лагерями. Самые известные из них - Приевор и Сеоцы на западе от города, а на востоке находятся Бечичи, Рафаиловичи, Пржно, Милочер, Святой Стефан, Близикучи, Режевичи, Перазича До, Петровац, Калуджерац и Булярица. Длина берегового пояса, на котором расположены эти городки составляет 38 километров, 13 из которых приходится на пе­счаные пляжи. Пляжей всего семнадцать, а иностранные туристы, которые проводят здесь лето, говорят, что это самые красивые пляжи Средиземноморья. Начиная с западной части Ривьеры на восток один за другим протянулись пляжи Яз, Могрен, Словенский пляж, Бечичи, Каменово, Пржно, Милочер, Святой Стефан, Тричин залив. Дробный Пиесак, Пресека, Смоквицы, Перазича До, Петровачский пляж, Лучица и самый большой среди них - Булярица. Пляж в Бечичах, на котором был построен современный гостиничный комплекс в 1935 году, получил в Париже награду как самый красивый пляж в Европе.На Будванской Ривьере и рядом с ней находится несколько знаменитых старых монастырей, которые привлекают внимание многочисленных любителей сакральных памятников истории и культурного наследия этого прекрасного края. Самые известные из них, в которых обязательно необходимо побывать, - Подластва, Подострог, Станевичи и Подмаины. В политической и культурной истории Черногории они сыграли значительную роль.Подластва находится недалеко от Будвы за горным перевалом Топлис, на старой дороге, ведущей к Котору. В прошлом этот монастырь представлял собой религиозный, политический и культурный центр Грбля, который венецианцам, а особенно австрийцам, оккупировавшим Грбаль, доставлял множество проблем. Именно по причине этой важной роли, которую играл монастырь, его часто захватывали, грабили, сжигали, разрушали. Конечно же, жители Грбля пытались, как могли, восстанавливать его после разрушений. Сегодня он выглядит так же, как и после восстановления в 1874 году (помощь в восстановлении была оказана черногорскими правителями и владыками) и в 1936 году. Подострог расположился над Будванским полем у подножья горы Острог, в честь которой он и получил свое название. Он находится в двух километрах от Будвы. Он состоит из двух церквей разной величины, посвященные Пресвятой Богородице. Они окружены стенами, придающими ему облик крепости. В монастырском дворе стоит и большой монастырский дом, в котором находилась резиденция черногорских правителей и владык, часто останавливающихся здесь. Говорят, что больше всего времени в этом монастыре провел черногорский владыка Данило - родоначальник династии Петровича из местечка Негуши и главный герой прославленного произведения Негоша - „Горского венца". В 1735 году он умирает в этом монастыре, здесь же он и похоронен, а уже затем его остатки были перенесены на Цетине и захоронены на Орловом Крше.
Другие правители и владыки Черногории из династии Петровича тоже с удовольствием приезжают и остаются здесь, что не нравится венецианским и австрийским властям. Австрийские власти оказывали и невероятное давление на монастырь, и это заставило владыку Петра I Петровича Негоша в 1837 году уступить его за 17 000 флоринов. Позже священник Филипп Танович, который так и не смог смириться с этим, выкупил у австрийцев монастырь за 5 700 флоринов. Таневичи - это руины, расположившиеся над Подострогом, на одном из плоскогорий Ловчена в 600 метрах над морем. Как и Подострог, он представлял собой важный культурный и политический центр Черногории. В письменных источниках он упоминается в 1714 году как резиденция черногорских владык. Считается, что в 1736 году владыка Сава Петрович в этом укрепленном месте построил церковь Святой Троицы. Здесь учился грамоте Петр I Петрович Негош, а Досифей Обрадович в 1765 году принял сан священника и руководил монастырской школой. Сюда приезжали и останавливались и другие видные исторические личности: Вук Караджич, Шчепан Малый и многие черногорские воеводы и полководцы. В Станевичах в 1798 году Собрание черногорских вождей приняло и провозгласило первый Черногорский Свод законов. Подмаины с церковью Святой Петки находятся в северо-восточной части Будванского поля. Внутреннее убранство церкви украшают фрески,созданные в 1747 году живописцем из Рисана Рафаилом Димитриевичем. Особенно красив ценный иконостас, окованный серебром. В прошлом монастырь являлся местом, где собиралось племя Маины.Если вам необходимо показать одному из друзей, „насколько синим море может быть, а насколько природа может быть волшебной, и насколько роскошной она может показаться", и чтобы все это еще и представляло собой сценическую площадку, на которой играла сама История, то тогда его нужно привезти в Будву, на Будванскую Ривьеру. Именно здесь, именно в этих местах, природа и человек создали то, что без колебаний можно назвать - КРАСОТА, ИСТОРИЯ. Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий