Нет лучшего способа узнать Черногорию, ее традиции и национальный
характер, чем послушать ее традиционную музыку. Она эмоционально и
красочно рассказывает нам об истории этой маленькой страны, о
многолетней борьбе гордого и свободолюбивого народа Черногории за
независимость, а также о ее обычаях, свадьбах и поминках, праздниках и
буднях… У черногорцев практически все песни с историей, с маленьким
рассказом. Черногорская песня может иногда поведать нам не меньше, чем
симфонии и оперы.
Музыкальная история этого региона ведется с палеолита, именно этим периодом датируется найденный костяной свисток – самый старый инструмент, который когда-либо находили в Европе.
Создателя церковной музыки X–XI вв. Йована Дуклю знают как самого уважаемого композитора Адриатического побережья. В конце XII в. появилась рукопись, которая сейчас называется Ljetopis Popa Dukljanina («Летопись Попа Дуклянина»), в которой описывалось использование музыкальных инструментов в мирской жизни.
До конца XIX в. в Черногория развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские – так называемые тужбалицы; поэтичны лирические «пейзажные» (пастушеские) напевы. Распространены различные виды народного танца (коло) в сопровождении пения. Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических мотивов в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Музыкальная культура Черногории основана на сильном влиянии народных традиций. Инструмент gajde, который похож на большой набор волынок, вероятно, появился в стране со времен кельтов, которые захватили эту территорию в 4-м столетии.
Оказали влияние на черногорскую музыкальную культуру и соседи-албанцы, и времена турецкого владычества. Очень часто можно услышать в народных песнях восточные мотивы, в которых во время окончания каждой строчки стиха певец начинает сильно вибрировать голосом совсем по-восточному, как это делают мусульмане во время чтения молитв.
Эти ранние музыкальные формы стали основой для дальнейшего развития музыки в Черногории. Первые документы, в которых упоминается черногорская музыка, датируются 1488 г., когда для церкви города Котора был куплен орган. Затем появились культурно-художественные объединения. Первое такое объединение в Черногории – Jedinstvo («Союз») было основано в Которе. Первая женщина-композитор Елисавета Попович тоже жила и работала в Которе, она считается одним из самых значительных черногорских композиторов всех времен.
Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали появляться в Черногории в последней четверти XIX в. Были созданы: военные оркестры, основанные А. Шульцем в 1871 г., и Ф. Вивером в 1889 г. Антон Шульц, чех по происхождению, также известен как создатель гимна Ubavoj nam Crnoj Gori («Наша прекрасная Черногория»), текст которого был написан поэтом Мирко Петровичем Негошем. Известны также музыкальные объединения «Негош» (Цетине, 1908), «Захумле» (Никшич, 1898). Одним из первых профессиональных музыкантов Черногории был композитор Йово Иванишевич (конец XIX в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха).
Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924–25 и 1932–41 гг.). После Второй мировой войны открылся ряд музыкальных школ: в Цетине (начальная школа «Негош» в 1947 г., преобразованная в 1948 г. в среднюю музыкальную школу), школа им. М. Милянова в Титограде (1950 г.), музыкальная школа в Которе (1951 г.) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Подгорице, государственный ансамбль народной песни и танца «Оро». Кроме существовавших и продолжающих функционировать в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей: «Станко Драгоевич» в Подгорице, «Никола Джуркович» в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художественных обществ Черногории (в Подгорице).
Музыка и сегодня является неотъемлемой частью жизни Черногории. В Черногории музыку вы услышите повсюду – для этого не обязательно идти в театр или на концерт. Как любая горная нация, черногорцы любят музыку. Любят сами петь и играть на разнообразных инструментах. Музыку любят всякую: по телевидению, на радио и на концертах можно услышать классическую оперу, эстрадные и народные песни, рок, джаз, панк и всевозможные проявления «новой волны». Складывается впечатление, что черногорцы – народ музыкально грамотный. В каждом городе, почти в каждом поселке есть свой оркестр или ансамбль, очень популярны так называемые «клапы» – певческие группы, которые поют без музыкального сопровождения, а капелла. А голоса у местного населения от природы великолепные! Тут все: и тембр, и сила, и диапазон – достойно восхищения. Особенно поражает тот факт, что черногорцам для красивого пения не нужно ничего: ни репетиций, ни распевок, ни техники, ни опыта. Все это дано им от Бога. Поют они тогда, когда душа просит, и то, что она просит. Для истинного черногорца петь – все равно что дышать.
Неудивительно, что в Черногории проводятся многочисленные музыкальные фестивали. Ценителей классической музыки непременно заинтересует проходящий в апреле в Подгорице Международный музыкальный фестиваль A Tempo, тогда как знатоки фольклорных традиций будут стремиться запланировать свой отдых в Черногории на август. Дело в том, что это не только самый жаркий месяц, но и время, когда в Цетине проводится Международный фольклорный фестиваль. Впрочем, август выберут для поездки в Черногорию и любители современных ритмов – именно в этом месяце в Герцег-Нови проводится грандиозный фестиваль электронной музыки Entrance, на который с удовольствием приезжают легендарные европейские диджеи. А любители современной музыки не обойдут вниманием фестиваль «Песма Медитерана», который проводится ежегодно. В нем участвуют артисты из стран Средиземноморья.
Путь, который прошла черногорская музыка от народных песен до симфоний, был долог и труден. Но, благодаря многолетним усилиям талантливых композиторов и исполнителей, сегодня она смело может соперничать с музыкой других европейских стран. Несмотря на свою многовековую историю, Черногория все же молодое государство, она продолжает развиваться, а с ней развиваются и ее культурные традиции, что стократно увеличивает притягательность этой замечательной страны.
Источник
Музыкальная история этого региона ведется с палеолита, именно этим периодом датируется найденный костяной свисток – самый старый инструмент, который когда-либо находили в Европе.
Создателя церковной музыки X–XI вв. Йована Дуклю знают как самого уважаемого композитора Адриатического побережья. В конце XII в. появилась рукопись, которая сейчас называется Ljetopis Popa Dukljanina («Летопись Попа Дуклянина»), в которой описывалось использование музыкальных инструментов в мирской жизни.
До конца XIX в. в Черногория развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские – так называемые тужбалицы; поэтичны лирические «пейзажные» (пастушеские) напевы. Распространены различные виды народного танца (коло) в сопровождении пения. Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических мотивов в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Музыкальная культура Черногории основана на сильном влиянии народных традиций. Инструмент gajde, который похож на большой набор волынок, вероятно, появился в стране со времен кельтов, которые захватили эту территорию в 4-м столетии.
Оказали влияние на черногорскую музыкальную культуру и соседи-албанцы, и времена турецкого владычества. Очень часто можно услышать в народных песнях восточные мотивы, в которых во время окончания каждой строчки стиха певец начинает сильно вибрировать голосом совсем по-восточному, как это делают мусульмане во время чтения молитв.
Эти ранние музыкальные формы стали основой для дальнейшего развития музыки в Черногории. Первые документы, в которых упоминается черногорская музыка, датируются 1488 г., когда для церкви города Котора был куплен орган. Затем появились культурно-художественные объединения. Первое такое объединение в Черногории – Jedinstvo («Союз») было основано в Которе. Первая женщина-композитор Елисавета Попович тоже жила и работала в Которе, она считается одним из самых значительных черногорских композиторов всех времен.
Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали появляться в Черногории в последней четверти XIX в. Были созданы: военные оркестры, основанные А. Шульцем в 1871 г., и Ф. Вивером в 1889 г. Антон Шульц, чех по происхождению, также известен как создатель гимна Ubavoj nam Crnoj Gori («Наша прекрасная Черногория»), текст которого был написан поэтом Мирко Петровичем Негошем. Известны также музыкальные объединения «Негош» (Цетине, 1908), «Захумле» (Никшич, 1898). Одним из первых профессиональных музыкантов Черногории был композитор Йово Иванишевич (конец XIX в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха).
Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924–25 и 1932–41 гг.). После Второй мировой войны открылся ряд музыкальных школ: в Цетине (начальная школа «Негош» в 1947 г., преобразованная в 1948 г. в среднюю музыкальную школу), школа им. М. Милянова в Титограде (1950 г.), музыкальная школа в Которе (1951 г.) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Подгорице, государственный ансамбль народной песни и танца «Оро». Кроме существовавших и продолжающих функционировать в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей: «Станко Драгоевич» в Подгорице, «Никола Джуркович» в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногории, Союз культурных и художественных обществ Черногории (в Подгорице).
Музыка и сегодня является неотъемлемой частью жизни Черногории. В Черногории музыку вы услышите повсюду – для этого не обязательно идти в театр или на концерт. Как любая горная нация, черногорцы любят музыку. Любят сами петь и играть на разнообразных инструментах. Музыку любят всякую: по телевидению, на радио и на концертах можно услышать классическую оперу, эстрадные и народные песни, рок, джаз, панк и всевозможные проявления «новой волны». Складывается впечатление, что черногорцы – народ музыкально грамотный. В каждом городе, почти в каждом поселке есть свой оркестр или ансамбль, очень популярны так называемые «клапы» – певческие группы, которые поют без музыкального сопровождения, а капелла. А голоса у местного населения от природы великолепные! Тут все: и тембр, и сила, и диапазон – достойно восхищения. Особенно поражает тот факт, что черногорцам для красивого пения не нужно ничего: ни репетиций, ни распевок, ни техники, ни опыта. Все это дано им от Бога. Поют они тогда, когда душа просит, и то, что она просит. Для истинного черногорца петь – все равно что дышать.
Неудивительно, что в Черногории проводятся многочисленные музыкальные фестивали. Ценителей классической музыки непременно заинтересует проходящий в апреле в Подгорице Международный музыкальный фестиваль A Tempo, тогда как знатоки фольклорных традиций будут стремиться запланировать свой отдых в Черногории на август. Дело в том, что это не только самый жаркий месяц, но и время, когда в Цетине проводится Международный фольклорный фестиваль. Впрочем, август выберут для поездки в Черногорию и любители современных ритмов – именно в этом месяце в Герцег-Нови проводится грандиозный фестиваль электронной музыки Entrance, на который с удовольствием приезжают легендарные европейские диджеи. А любители современной музыки не обойдут вниманием фестиваль «Песма Медитерана», который проводится ежегодно. В нем участвуют артисты из стран Средиземноморья.
Путь, который прошла черногорская музыка от народных песен до симфоний, был долог и труден. Но, благодаря многолетним усилиям талантливых композиторов и исполнителей, сегодня она смело может соперничать с музыкой других европейских стран. Несмотря на свою многовековую историю, Черногория все же молодое государство, она продолжает развиваться, а с ней развиваются и ее культурные традиции, что стократно увеличивает притягательность этой замечательной страны.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий