понедельник, 13 мая 2013 г.

Черные горы, белые дороги. Записки немецкого байкера

Нет, нет, нет! Только мое категорическое восклицание не дает моему до отказа нагруженному KTM 640 Adventure завалиться на бок, подобно больной лошади.

   Городок Котор не только является частью мирового культурного наследия ЮНЕСКО, в нем имеется еще и парковка для мотоциклов, на которой роскошных габаритов мадам обращается к нам с вопросом: «Rooms?» Мы проявляем заинтересованность, но она не может дать нам адрес, а просто ставит ногу на подножку и садится. А эти дополнительные сто килограммов – совсем не то, что я хотел бы иметь сейчас в моем багаже. Я никак не ожидал, что в первый же день меня будет обнимать черногорская красотка! К счастью, местные жители готовы прийти на помощь, и мы в темноте все же находим уютное пристанище на западном берегу фьорда.

   Черногория… Нас о многом предупреждали по дороге сюда. О выбоинах глубиной в полметра и размером с ванну, о вскапывающих гравий на дорогах черных быках. О клыкастых диких вепрях, которые собираются в стада и подстерегают очередного мотоциклиста. Об узких полосках гальки, которые таятся в глухих уголках, о стадах коров на национальных трассах. И все это оказалось неправдой. О'кей, один бык вдруг появился за поворотом дороги на Дурмитор, стада коров на трассе E 762 тоже были, но в остальном наша поездка оказалась намного проще, чем мы ожидали. Поиск комнаты был единственной небольшой проблемой, особенно в горной местности.

   Черногория оказалась страной, которая прямо создана для того, чтобы наполнить душу мотоциклиста свежими впечатлениями. Маленькие извилистые дорожки и покрытые гравием шоссе пронизывают всю страну, разнообразие ощущений гарантировано. Общее ограничение скорости до 80 км в час во всей стране и до 40 – в восточной области, и это обеспечивает безопасную и спокойную езду.

   На следующее утро мы оставляем по правую руку новый тоннель и бетонированный берег в окрестностях Будвы, покидаем живописный Котор и направляемся в сторону гор. Почти неприступные дорожки, которые путеводитель называет красивейшими в мире, поднимаются вверх, делая 30 крутых виражей.
Национальный парк Скадарское озеро Черногория сегодняНациональный парк "Скадарское озеро" завораживает: горы тонут в озере, широкая водная гладь с водяными лилиями и кувшинками, одинокие монастыри
   Наш капитан Алекс из-за жары едет в футболке, шортах и кроссовках. Что за пример он подает, думаю я, но тут мимо проезжает некто в пляжных шлепанцах, майке и, разумеется, без шлема, вслед за Эйнштейном доказывая, что все относительно.

   Вид на Которскую бухту становится с каждым новым поворотом все более впечатляющим. Шум в ушах заканчивается, когда мы останавливаемся у мавзолея поэта-владыки и национального героя Петра II Петровича Негоша на высоте 1600 м над уровнем моря.

   Невозможно найти более живописное место для его могилы, чем вершина горы Ловчен! Затем с крутых горных хребтов по дороге, свивающейся в бесконечные петли, мы спускаемся вниз, до Цетине.

   Наша цель – Национальный парк «Скадарское озеро» и расположенная на его берегу деревня Додоши, которая считается красивейшей в Черногории.

   Она действительно прекрасна, и купание здесь, на берегу озера, – настоящее наслаждение. У старого турецкого моста в Реке Црноевича нам подали отличную форель, приготовленную на гриле. Местный ландшафт попросту заворожил нас: горы тонут в озере, широкая водная гладь с водяными лилиями и кувшинками, одинокие монастыри, которые украшают маленькие островки вдали.

   Но все же в палящую июльскую жару лучше подняться в горы. Итак, вверх, в Никшич! Мы едем, руководствуясь интуицией, и вскоре оказываемся на боковой дороге, не спеша любуемся природными красотами, окружающими эту трассу и остающимися позади нас.

   Устрашающая фигура, изображающая смерть с косой, стоит на обочине дороги. Плохой знак? Нет, нам встречается еще много таких, большинство из них ручной работы.

   Восхитительно уединенная, прихотливо петляющая по горам дорожка приводит нас к вечеру в Никшич, где нас принимает маленький отель Trebjesa, расположенный в спокойном месте с чудесным видом на боснийские сосны, дубы и влюбленные парочки. И это все в двух шагах от центра города. Отель оказывается идеальной базой для наших туров в ближайшие дни.
Отель Trebjesa Никшич Черногория сегодняОтель Trebjesa в Никшиче расположен в спокойном месте с чудесным видом на боснийские сосны и дубы
   Следующей целью мы выбрали Капетаново озеро, которое расположено в сердце гор Маганик на высоте 1700 м над уровнем моря. Пути, подходящие для внедорожников, даже с помощью нашей прекрасной карты масштабом 1:150000 найти оказалось непросто. Но немногие встречающиеся по дороге черногорцы охотно помогают нам: «Капетаново езеро? Два километра влево» – это понятно каждому. А утром встреченные в пути незнакомцы угостили нас шнапсом. Когда мы наконец добираемся до южного берега Капетанова озера, Алекс, у которого Kawasaki, вдруг погружается в раздумья: его бак пуст. (Для наших двух Adventures с 27-литровыми баками это не проблема.)

   В одной из хижин на озере мы находим канистру с 5 литрами бензина, и после долгих уговоров нам, хотя и неохотно, соглашаются ее продать. Во время этой заправки Алекс еще смеется – он пока не знает, что уже в хорватской Риеке его байк со страшным грохотом и дымом превратится в развалину. («Вероятно, осадок я должен был все же вылить», – скажет Алекс тогда.)

   Но пока перед нами еще лежат узкие асфальтовые ленты, ведущие через высокогорный ландшафт Национального парка «Дурмитор», и несколько гравиевых дорожек по краю каньона Комарницы. Перед нами, как на киноэкране, широкий, прекрасный, первозданный ландшафт. Несомненно, поездка по Дурмитору, начиная от Жабляка, где есть заправочная станция для Алекса, – кульминация нашего тура!

   Черное озеро еще в 1907 г. тогдашний король Никола провозгласил заповедной зоной, а в 1952-м территория национального парка была увеличена еще на 39 тыс. гектаров. Теперь она охватывает огромную горную местность на высоте 1500 м над уровнем моря, в которой особо выделяются вершины горного массива Дурмитор. Здесь насчитывается 18 глетчеров, а горы пересекают мощные потоки рек Тары, Пивы и Сушицы, а также каньон Комарницы. Река Тара, кстати, образует самый глубокий каньон в Европе глубиной 1300 м.

   Из 48 «двухтысячников» в этой местности нам больше всего нравится гора Седло. По ее виду можно понять, почему она так называется. Узкая дорога ведет через два перевала, спускаясь к каньону Пивы. Не так давно она была заасфальтирована.
Черногория Черногория сегодняВ Черногории общее ограничение скорости до 80 км в час во всей стране и до 40 – в восточной области, и это обеспечивает безопасную и спокойную езду
   Жаль великолепного гравия, но хорошо для владельцев чопперов. Неплохо это и для мальчиков, которые устроили площадку для игры в баскетбол на краю каньона Комарницы. Интересно, когда они промахиваются, они каждый раз извлекают мяч из пропасти в тысячу метров? Или тренируются с мешком, набитым песком? Как бы там ни было, эта дорога – просто песня, моя двухколесная малышка мурлычет, как будто я ее глажу, а изгибы дороги тают во рту, как сладчайший зальцбургский нокерль.

   С Жабляка или Трсы можно проехать также по неукрепленным дорогам, которые заставляют сердце мотоциклиста биться сильнее, например, через каньон Сушицы. Дурмиторское кольцо – круговую гравийную дорогу длиной 75 км – нам тоже рекомендовали опробовать.

   И мы хотели бы иметь больше времени, чтобы насладиться этим аттракционом, созданным самой природой с его высокогорными площадками и потрясающими каньонами.

   Ничуть не менее волнующим было пребывание в западной части природного заповедника, на реке Пива. Дорога становилась все круче, приходилось проезжать через несколько длинных, вырубленных вручную тоннелей. Из яркого полуденного света мы попадали в темную дыру, и снова дорога выходила на солнце. Медленно спускаемся и сразу за поворотом уже можем наслаждаться видом на бирюзовую гладь озера далеко внизу, от которого нас отделяют еще многие метры. Наконец мы въезжаем по мосту в последний тоннель…

   Вернувшись в Никшич, мы узнаем, что здесь находится крупнейший в стране пивной завод, а между панельными домами и руинами коммунистической индустрии мы находим местную пешеходную зону. Как выясняется, это центр социальной жизни. По вечерам кафе заполняются посетителями, а публика прогуливается по 500 м взад-вперед, и после седьмого круга по Корсо уже кажется, что встречаешь старых знакомых. Среди молодежи преобладают девушки – красивые, элегантно одетые и уверенные в себе, как модели на подиуме. И это вытесняет воспоминания о роскошной даме, которая в первый день чуть не раздавила мой KTM. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий