понедельник, 5 августа 2013 г.

Театр в Черногории


   Республика Черногория – жемчужина Адриатики, настоящий рай для туристов. Тишина и самобытный средневековый колорит небольших приморских городков, неспешный ритм жизни, первозданная красота дикой природы и конечно же солнце и море ежегодно привлекают в эту маленькую страну на юге Европы тысячи людей, желающих провести здесь свой отдых. Те, кто приезжает сюда отдохнуть, кроме великолепной природы и чарующей атмосферы могут познакомиться и с культурой этой страны, которая является поистине уникальной. Культура Черногории формировалась на протяжении веков под влиянием как западной, так и восточной цивилизаций, об этом свидетельствует разнообразие архитектурных стилей, богатые коллекции музеев, включающие множество ценнейших экспонатов.
   Но сегодня мы хотели бы познакомить вас с театральной жизнью этой страны, такой же богатой и разнообразной. Следы старинных театрализованных обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в народных обычаях, многие из которых бытовали еще в XIX —1-й половине XX вв.
  
Значительным вкладом в театральную культуру Черногория было творчество Петра Петровича Негоша, автора драматической поэмы «Горный венец» (1847) и драмы «Лжецарь Степан Мали» (1851), написанных на сюжеты исторического прошлого Черногории (ставились в любительских кружках). В Цетине также устраивались любительские спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии и других областей. Официально началом театральной жизни Черногории считается строительство в Цетине в 1888 году так называемого Зетского дома, в котором под одной крышей с театром уживались библиотека, музей и архив. Дальнейшее развитие театральной жизни проходило под эгидой государства. Уже в 50-х годах в Черногории функционировало пять профессиональных театров: в Цетине, Подгорице, Никшиче, Которе и Плевле. В то время Черногория занимала первое место в Европе по числу театров на душу населения. В 1953 в Подгорице был создан черногорский Национальный театр, включающий драматическую и оперную труппы. В репертуаре драматической труппы — югославская и зарубежная классика, ставятся пьесы и русских драматургов (Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова), советских авторов (А. Н. Арбузова).
   Ежегодно в стране проводится множество театральных фестивалей, на которые приезжают театры со всего мира. Наиболее значительными являются ФИАТ – международный фестиваль альтернативного театра, Международный летний карнавал в Которе, Музыкальный фестиваль Средиземноморья, фестиваль мимоз и множество других ярких событий.
   Одно из самых солнечных мест на Адриатике – древний город Будва, в июле-августе он становится сценой для выступления театральных трупп не только из Черногории, но и из других стран. Там проходит ежегодный фестиваль «Град-театар» («Город-театр»). Будванский город-театр уже давно стал традицией. Ежегодно, начиная с 1987 г., Старый город в июле и августе превращается в культурную столицу, где проводятся манифестации международного характера. Состоялось уже 15 таких фестивалей. Частью фестиваля является и музыкальная программа: в это время в Будву съезжаются лучшие исполнители классической музыки. Музыкальные программы проводятся в церкви Santa Marina de Punte, обладающей уникальной акустикой и неповторимым интерьером. Не забыта и поэзия: На Главной площади устраивается т. н. «Трг песника» («Площадь поэтов») — публика может свободно наслаждаться литературными и поэтическими произведениями в исполнении самих авторов. Побывали здесь и наши соотечественники: драматург Николай Коляда (его пьесу «Курочка» сыграли черногорские артисты), режиссер Валерий Фокин, поставивший с актерами Новосибирского театра «Глобус» «Небесный город» Аристофана, и другие.
   В России также нарастает интерес к театральной культуре этого южного региона Европы. Театральные коллективы из Черногории хорошо знакомы российским зрителям. Дни культуры Сербии и Черногории в Российской Федерации проходили в ноябре 2003 года в Москве, Санкт-Петербурге и городах Владимирской области. В этом году театры из Черногории принимали участие в фестивале «Балканское театральное пространство», проходившем в мае в Санкт-Петербурге в рамках проекта «Балтийский дом». С успехом выступил на фестивале Национальный театр из Подгорицы с пьесой Ибсена «Нора» в постановке Бранислава Мичуновича. Благодаря фестивалю, Петербург стал связующим звеном между севером и югом театральной Европы.
   И современная культура Черногории, развивающаяся в окружении столь вдохновляющей природы, рождает множество интересных веяний и явлений. Это позволяет думать, что страна имеет все шансы найти свою нишу в общемировом культурном процессе. 


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий