вторник, 21 января 2014 г.

Отважные капитаны Боки Которской

   Боко-Которский залив славится своей красотой и необычной архитектурой. Известен он и знаменитыми мореплавателями и капитанами.

   Почти в каждом городе на побережье вам расскажут увлекательные истории о моряках и путешествиях.

   Один из героев этих историй – Иво Визин, прославленный которский мореход, который совершил кругосветное плавание. Его подвиг относится к крупнейшим достижениям мореплавания середины XIX в. Верным товарищем капитана был парусник под названием «Сплендидо». 30-метровый корабль грузоподъемностью 311 тонн пленял своей красотой. С 11 членами команды Иво Визин пересек многие моря и прошел в общей сложности 100 тыс. миль.

   В 1852 г. Визин отправился в обычное торговое плавание из Антверпена. Следующим после Антверпена портом, куда зашел корабль, был Вальпараисо в Чили, а затем, через Сан-Франциско и Гонолулу, в 1853 г. великолепный «Сплендидо» прибыл на Дальний Восток.

   В дальневосточных морях для капитана Визина и его команды нашлось немало работы, и целых шесть лет они бороздили Тихий океан и моря у берегов Китая. Собравшись, наконец, домой, знаменитый Иво отплыл из Сингапура и вернулся в Европу, причалив в английском Плимуте. Несколькими месяцами позже «Сплендидо» прибыл в Триест, где ему устроили торжественный прием.

   Плавание Иво Визина сопровождалось многими приключениями, встречался мореплаватель и с пиратами, пережил страшные шторма и другие трудности, но ничто не смогло остановить капитана и его команду. Путешествие «Сплендидо» вокруг света длилось 7 лет, 6 месяцев и 19 дней. Прославленный капитан умер в своем родном городе Прчане в 1868 г.

   Иво Визин был одним из целой плеяды прославленных бокельских капитанов. Не забудем и о Марко Мартиновиче (1663–1716), который в XVII в. основал первую мореходную школу на Адриатике. Мартинович был преподавателем мореходного дела и учителем русских бояр во времена Венецианской республики.

   Помнит Котор и адмирала Матию Змайевича. Он был одним из самых знаменитых представителей известной семьи Змайевич из Пераста. Его отец Крсто также был моряком, очень влиятельным, равно искусным как в торговле, так и в мореходном ремесле, к тому же прекрасно владевшим мечом. Матия родился в 1680 г. в Перасте, у него было четверо братьев и пять сестер.

   Матия Змайевич учился в мореходной школе Марко Мартиновича и уже в восемнадцать лет командовал кораблем. В 1712 г. он отправился в Россию, в Петербург, где, будучи специалистом по мореходному делу, поступил на службу к Петру Великому. В 1725 г. он стал командующим галерным флотом и главным командиром порта в Петербурге, в том же году императрица Екатерина I пожаловала Матии орден Святого Александра Невского, а в 1727 г. в возрасте 47 лет Змайевич получил чин адмирала.

   Вслед за этим в жизни черногорского моряка наступила черная полоса. В 1728 г., после смерти Петра Великого и царицы Екатерины, Змайевич был обвинен и осужден на смерть по подозрению в злоупотреблении государственными деньгами. Однако высочайшим указом он был помилован, разжалован в вице-адмиралы и сослан сначала в Астрахань, а затем в Тавров, где служил на должности главного командира порта. Он умер 25 августа 1735 г.

   Великой фигурой, человеком, который много сделал для мореплавателей всего мира, был Петар Замбелич. Он родился в 1849 г. в селе Замбеличи на полуострове Луштица. Следуя многолетней семейной традиции, после 4 класса основной школы Петар решил стать моряком и уже в 12 лет ходил под парусом.

   Будучи еще очень молодым, Замбелич проявил высокий интеллект и одаренность. Ему все давалось легко – астрономия и навигация, метеорология и картография. Самоучкой Замбелич овладел восемью языками: английским, испанским, голландским, итальянским, греческим, турецким, арабским и немецким, он также мог объясниться по-русски и по-французски.

   Петару Замбеличу не было еще и 22 лет, когда он отправился в долгое плавание в Южную Америку, где побывал на совершенно неисследованной в те времена Огненной Земле. Свои обширные знания он использовал во время плавания по Магелланову проливу, где провел немало научных исследований.

   Путешествуя по неисследованным прибрежным водам, Замбелич завоевал репутацию одного из лучших знатоков затерянных, но очень важных мест. Он открыл месторождения золотой пыли, а также стал проводником через опасные воды Магелланова пролива, где многим морякам пришлось расстаться с жизнью.

   В 1880 г. капитан Замбелич купил собственный корабль, которому дал название «Роуро». На нем он ходил по неизвестным проливам, иногда попадая в тупики или непроходимые для кораблей воды. Хотите верьте, хотите нет, но капитан в таких случаях радовался, ведь теперь он мог внести в морские карты сведения о местах, куда не следовало заплывать.

   Его самым значительным открытием стал новый водный путь от входа в Магелланов пролив до самого ущелья Тринидад. Он исследовал не только многочисленные каналы, заливы и реки, но и острова, поскольку страстно увлекался поисками месторождений руды на суше. За незаурядные способности Замбелича чилийские власти предоставили в его распоряжение исследовательское судно военного флота Condor, поручив черногорцу детально исследовать все проливы, ущелья и протоки.

   Петар Замбелич стал одним из крупнейших исследователей Южной Америки. Он и погиб в море, которое так любил. Память об этом удивительно одаренном и храбром моряке сейчас увековечена в названии одной из главных улиц в Пунта-Аренас, крупнейшем городе чилийской Патагонии.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий