Монастырь Дульево был построен позади Святого Стефана, на плоскогорье к
северо-востоку от монастыря Прасквица. Он стоит над селом Кульяча на
высоте 470 м над уровнем моря. Непосредственно рядом с обителью
находится известный источник Савска вода. С монастырем Прасквица крутой,
мощеной плитами дорогой его соединил русский каменщик Егор Строганов в
конце XVIII в. С северо-восточной стороны над монастырем нависает самая
высокая паштровская гора, скалистый Голи Врх, высотой 1094 метра. Рядом с
горой – ущелье, через которое выводили Паштровичей к палачам
венгерского короля Людовика I. Эти кровавые события происходили в XIV в.
Как и большинство монастырей в паштровских краях, монастырю Дульево за свою историю довелось пережить и разорения, и обновления. О его возникновении точных сведений нет, но сейчас Дульево считается наследием династии Неманичей, точнее, – царя Душана (1308–1355).
Первая мировая война не обошла монастырь стороной. В 1916 г. он был разграблен, с колокольни сняли колокол, знаменитый своим неповторимым звучанием. Позднее, уже в 1922 г., Саво Йоков Кульяча подарил церкви новый колокол во имя спасения души своего сына Вида.
Монастырь всегда славился богатыми житницами и многочисленными стадами. У старожилов еще живы воспоминания о том, как раздавали молоко и сухари странникам и беднякам. Монастырь Дульево с некоторыми перерывами действует и по сей день.
Архитектурный комплекс монастыря составляет церковь, посвященная Святому архидьякону Стефану, монастырское здание, в котором когда-то находилась школа, и остатки бывшего странноприимного дома. Страшное землетрясение 1979 г. сильно повредило комплекс, но эта же катастрофа помогла обнаружить исключительно ценные фрески, которые датируются, предположительно, серединой XIV в.
После землетрясения монастырь был реконструирован, а через 15 лет, в 1994 г., завершилась реставрация и укрепление остатков живописи, обнаруженной в старой части храма. Уже при первом взгляде на фрески стало ясно, что это исключительно ценная находка. Хотя и сильно поврежденная, дульевская живопись, веками скрывавшаяся под толстым слоем штукатурки, удивляет своими художественными достоинствами.
Найденные фрески по своей композиции в основном следуют византийским канонам и традициям, но в их стиле чувствуется и влияние готических элементов, характерных для западной живописи более раннего времени.
В первой зоне представлены лики святителей в натуральную величину. На южной стене можно различить ктиторскую (в современных терминах – спонсорскую) композицию с увенчанными коронами образами Св. Стефана Дечанского и царя Душана, который в руке держит макет церкви. Это подтверждает истинность народных преданий о том, что царь Душан был ктитором монастыря, т.е. именно на его средства была построена обитель. Из остальных ликов, представленных в этой зоне, можно различить Святое воинство, представленное на северной стене. Остальные лики святителей, за исключением Св. Стефана Первомученика (которому посвящен храм), Св. Прокопия, Св. Петра и Павла, нельзя рассмотреть детально из-за сильных повреждений.
В зоне свода представлены евангельские композиции, т.е. мотивы великих праздников. Сохранившиеся фрагменты позволяют определить некоторые из них – Рождество, Крещение, Сретение, Введение, Распятие, Ангела на Гробе Христовом и Сошествие Святого Духа. Середину свода покрывают шесть сильно поврежденных и едва различимых медальонов с образами Христа, а на апсиде чуть виднеется Богородица Оранта с двумя святителями или архиереями, чьи образы трудно различить, как и образы Св. Георгия и Св. Димитрия на конях в квадратных рамах.
Сегодня с большой долей вероятности можно заключить, что фрески этого монастыря представляют византийский стиль, но с влиянием готической манеры исполнения. Вся роспись храма наполнена светлым, прозрачным колоритом, в котором преобладают тона желтой и красной охры, а также голубовато- и зеленовато-серые цвета.
Церковь, которая находится в комплексе монастыря, посвящена Св. Стефану. Она скромных размеров и в архитектурном плане не отступает от традиционных для этих краев строений. Это строение с одним нефом, с глубокой полукруглой апсидой на восточной стороне и порталом – на западной. Внутренняя часть церкви увенчана характерным полукруглым сводом в виде мягко закругленного лука, что указывает на готическое влияние Запада. На западном фасаде, над вратами, находится розетка, в которую вписан крест.
Старый странноприимный дом в монастыре Дульево разрушен. Тем не менее есть основания считать, что он имел все особенности старинных паштровских домов: квадратное основание, небольшую межэтажную высоту, толстые стены и маленькие окна. Новая часть странноприимного дома представляет собой двухэтажное здание, простое по архитектуре, приспособленное к новому образу жизни. С террасы перед монастырем открывается великолепный вид на будванский залив.
Источник
Как и большинство монастырей в паштровских краях, монастырю Дульево за свою историю довелось пережить и разорения, и обновления. О его возникновении точных сведений нет, но сейчас Дульево считается наследием династии Неманичей, точнее, – царя Душана (1308–1355).
Первая мировая война не обошла монастырь стороной. В 1916 г. он был разграблен, с колокольни сняли колокол, знаменитый своим неповторимым звучанием. Позднее, уже в 1922 г., Саво Йоков Кульяча подарил церкви новый колокол во имя спасения души своего сына Вида.
Монастырь всегда славился богатыми житницами и многочисленными стадами. У старожилов еще живы воспоминания о том, как раздавали молоко и сухари странникам и беднякам. Монастырь Дульево с некоторыми перерывами действует и по сей день.
Архитектурный комплекс монастыря составляет церковь, посвященная Святому архидьякону Стефану, монастырское здание, в котором когда-то находилась школа, и остатки бывшего странноприимного дома. Страшное землетрясение 1979 г. сильно повредило комплекс, но эта же катастрофа помогла обнаружить исключительно ценные фрески, которые датируются, предположительно, серединой XIV в.
После землетрясения монастырь был реконструирован, а через 15 лет, в 1994 г., завершилась реставрация и укрепление остатков живописи, обнаруженной в старой части храма. Уже при первом взгляде на фрески стало ясно, что это исключительно ценная находка. Хотя и сильно поврежденная, дульевская живопись, веками скрывавшаяся под толстым слоем штукатурки, удивляет своими художественными достоинствами.
Найденные фрески по своей композиции в основном следуют византийским канонам и традициям, но в их стиле чувствуется и влияние готических элементов, характерных для западной живописи более раннего времени.
В первой зоне представлены лики святителей в натуральную величину. На южной стене можно различить ктиторскую (в современных терминах – спонсорскую) композицию с увенчанными коронами образами Св. Стефана Дечанского и царя Душана, который в руке держит макет церкви. Это подтверждает истинность народных преданий о том, что царь Душан был ктитором монастыря, т.е. именно на его средства была построена обитель. Из остальных ликов, представленных в этой зоне, можно различить Святое воинство, представленное на северной стене. Остальные лики святителей, за исключением Св. Стефана Первомученика (которому посвящен храм), Св. Прокопия, Св. Петра и Павла, нельзя рассмотреть детально из-за сильных повреждений.
В зоне свода представлены евангельские композиции, т.е. мотивы великих праздников. Сохранившиеся фрагменты позволяют определить некоторые из них – Рождество, Крещение, Сретение, Введение, Распятие, Ангела на Гробе Христовом и Сошествие Святого Духа. Середину свода покрывают шесть сильно поврежденных и едва различимых медальонов с образами Христа, а на апсиде чуть виднеется Богородица Оранта с двумя святителями или архиереями, чьи образы трудно различить, как и образы Св. Георгия и Св. Димитрия на конях в квадратных рамах.
Сегодня с большой долей вероятности можно заключить, что фрески этого монастыря представляют византийский стиль, но с влиянием готической манеры исполнения. Вся роспись храма наполнена светлым, прозрачным колоритом, в котором преобладают тона желтой и красной охры, а также голубовато- и зеленовато-серые цвета.
Церковь, которая находится в комплексе монастыря, посвящена Св. Стефану. Она скромных размеров и в архитектурном плане не отступает от традиционных для этих краев строений. Это строение с одним нефом, с глубокой полукруглой апсидой на восточной стороне и порталом – на западной. Внутренняя часть церкви увенчана характерным полукруглым сводом в виде мягко закругленного лука, что указывает на готическое влияние Запада. На западном фасаде, над вратами, находится розетка, в которую вписан крест.
Старый странноприимный дом в монастыре Дульево разрушен. Тем не менее есть основания считать, что он имел все особенности старинных паштровских домов: квадратное основание, небольшую межэтажную высоту, толстые стены и маленькие окна. Новая часть странноприимного дома представляет собой двухэтажное здание, простое по архитектуре, приспособленное к новому образу жизни. С террасы перед монастырем открывается великолепный вид на будванский залив.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий