вторник, 23 июля 2013 г.

Черногорцы и Наполеон

 В начале 1800-х честолюбивый Наполеон устремился на Восток. Он мечтал заставить Османскую империю войти с ним в союз, чтобы взять под контроль всю восточную часть средиземноморья. Французы захватили южную Далмацию и в январе 1806 г. вошли в Рагузу (Дубровник) – крупнейший порт Адриатики. Их целью был захват всего побережья, включая знаменитую Boco-di-Katarro (Боку Которску) – второй крупный порт, а, следовательно, и следующий важный стратегический пункт. Значение Черногории в европейской истории все возрастало. Большинство черногорских племен в то время жили в горах, лишь периодически спускаясь к морю. Прибрежная же зона сохраняла нейтралитет, но всегда была сладкой приманкой для других стран и в разные времена захватывалась османами, Италией, Австрией, Францией. Видя намерения Наполеона захватить побережье, черногорцы спустились с гор и заняли приморские города с твердой решимостью бороться до конца. Однако их храбрые и воинственные племена были в то время немногочисленны и тогда на помощь им пришла Россия. В залив вошли русские боевые корабли, и в самом большом порту Боки было поднято русское знамя. С этого момента русские и черногорцы стали действовать совместно против общего врага – французов. Русская эскадра под командованием генерала Сенявина продвигалась к северной части Адриатического моря, черногорские отряды выполняли роль морской пехоты. Черногорцы после пришествия русских стали сражаться с утроенной силой. Вскоре совместными усилиями удалось захватить Дубровник, отрезав сообщение Далмации по морю с Италией. Можно сказать, что Далмация была чуть ли не единственным местом в Европе тех лет, где французы терпели поражения. В 1806 г. черногорцы при поддержке русской эскадры очистили от неприятеля часть Боки Которской. Успехи русского и черногорского оружия позволяли осуществить давнюю мечту Владыки Петра Негоша о создании под протекторатом России Славяно-Сербского государства с центром в Дубровнике. С этим предложением он в 1806 году обратился к русскому царю, но поражение русских войск в 1807 году привело к Тильзитскому миру, по которому Бока Которская была уступлена французам.
   Эти исторические события отразились и в культурном наследии Черногории и России. Упоминание о боевых качествах черногорцев встречается в цикле стихотворений и баллад «Песни западных славян», который Александр Пушкин опубликовал в 1834 году. В частности, есть стихотворение, в котором поэт прославил сопротивление маленького народа покорителю Европы. Оно начинается со строк:
Черногорцы? что такое? —
«Бонапарте вопросил: —
Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?»
   Далее поэт излагает реальный исторический факт, имевший место в 1806 году. Когда наполеоновские войска вторглись в Котор, черногорцы устроили в горах хитроумную засаду. Они спрятались за кустами и подняли над ними на штыках свои красноверхие плоские шапочки. Чужеземцы, конечно же, открыли беспорядочную пальбу по шапкам, а сидевшие чуть ниже в засаде черногорцы ответили дружными залпами, испугав неприятеля и заставив его пустится в бегство. С тех пор, как утверждают черногорцы, «французы всякий раз краснеют, ...коль завидят шапку нашу невзначай».
   В Подгорице на площади перед галереей Centar скульптор Александр Таратынов и архитектор Михаил Корси запечатлели в бронзе гения русской поэзии, читающим стихи своей Натали. Первые строфы стихотворения выбиты на памятнике на русском языке.
"Бонапарт и черногорцы" А. С. Пушкин:«Черногорцы? что такое?–Бонапарте вопросил: –Правда ль: это племя злое, Не боится наших сил?Так раскаятся ж нахалы:Объявить их старшинам,Чтобы ружья и кинжалыВсе несли к моим ногам».Вот он шлет на нас пехотуС сотней пушек и мортир,И своих мамлюков роту,И косматых кирасир.Нам сдаваться нет охоты,–Черногорцы таковы! Для коней и для пехотыКамни есть у нас и рвы......Мы засели в наши норыИ гостей незваных ждем,–Вот они вступили в горы,Истребляя всё кругом.Идут тесно под скалами.Вдруг, смятение!... Глядят:У себя над головамиКрасных шапок видят ряд.«Стой! пали! Пусть каждый сброситЧерногорца одного.Здесь пощады враг не просит:Не щадите ж никого!»Ружья грянули,– упалиШапки красные с шестов:Мы под ними ниц лежали,Притаясь между кустов.Дружным залпом отвечалиМы французам.– «Это что?–Удивясь, они сказали:–Эхо, что ли?» Нет, не то!Их полковник повалился.С ним сто двадцать человек.Весь отряд его смутился,Кто, как мог, пустился в бег.И французы ненавидятС той поры наш вольный крайИ краснеют, коль завидятШапку нашу невзначай.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий