пятница, 11 октября 2013 г.

Черногорская литература

   На развитие литературы в Черногории огромное влияние оказали западная и восточная цивилизации. Она представлена древними памятниками письменности и художественными произведениями, по которым можно проследить всю ее историю.   У литературоведов нет однозначной точки зрения на черногорскую национальную литературу. Одни ученые считают, что ее необходимо рассматривать как неотъемлемую часть сербской литературы, другие полагают, что у нее свой, самобытный путь развития.
  
Но в любом случае нельзя отрицать тот факт, что черногорская литература развивалась в тесном взаимодействии с другими южнославянскими, особенно с сербской. Этому способствовали этническое и языковое родство, общность исторических и культурных традиций, взаимосвязи деятелей культуры и литературы Черногории и Сербии.
  
В Черногории, как и в России, на формирование средневековой литературы огромное влияние оказало православие. Ценнейшие памятники письменности, носящие религиозный характер, были созданы в Черногории во второй половине XII века. Среди них можно выделить Летопись Попа Дуклянина (Дукля – аутентичное средневековое название одной из областей Черногории). Двумя веками позже появляется Евангелие Дивоша, в 1441–42 гг. – Горицкий Сборник, содержавший в себе переписку Елены Балшич со своим духовником Никоном Иерусалимским, который и составил эту книгу. Изобретение печатного станка Иоанном Гуттенбергом оказало огромное влияние на распространение литературы во всем мире. В Черногории станок появился благодаря ее правителю, Джураджу (Георгию) Црноевичу и великому мастеру печатного дела иеромонаху Макарию. Печатный дом Црноевича был первым на Балканах и, по сути, вторым среди всех славянских государств. При правлении Джураджа Црноевича в Цетине был опубликован известный «Октоих Первогласник», который вышел в свет 4 января 1494 года. По сравнению с «Октоихом», выпущенным в краковской типографии, в Черногории был напечатан полный, или великий Октоих, содержащий все воскресные и будничные службы для восьми гласов. Уже в этой первой книге черногорской типографии была помещена издательская марка.
  
Печатные традиции Черногории были продолжены в работах Божидара Вуковича-Подгоричанина, который за свои выдающиеся заслуги в печатном деле (а занимался он им с 1519 г. до своей смерти в 1539 г.) был назван «князем печати». Его преемником стал сын – Виченцо Вукович. Работы отца и сына Вуковичей связаны с Венецией, которая, сыграла значительную роль в черногорской культуре на рубеже XVI–XVII вв. Кстати, надо отметить, что зачинателем печатного дела в Венецианской республике был славянин Андрия Палташич из Котора.
  
Выдающимся литературным деятелем Черногории XVII века является Андрия Змаевич. Он родился в 1624 г. в Перасте (Боко-Которский залив) и получил начальное образование во францисканскоммонастыре Пераста, а затем изучал теологиюи философиюв Риме. В те времена некоторые части Боки Которской были под османскимгосподством, и Андрия Змаевич поддерживал и вдохновлял народ в борьбе против турок. Андрия Змаевич был ярым борцом за использование славянскогоязыка (некоторые части его «Хроник» были написаны по-славянски кириллицейи только потом переведены на латынь). Он одним из первых начал собирать местную и дубровницкуюпоэзию и сам являлся автором многих произведений. В своей книге «Церковные хроники» Андрия Змаевич рассказывает историю своего рода, согласно которой Змаевичикогда-то были православнымии происходили из селения Негуши. Позднее, после переселения в Боку Которску, после заключения нескольких браков они стали католиками: три православных Змаевича женились на девушках из католических семей и крестили сыновей в католической вере.
  
Известны также рукописи И. А. Ненадича (1709–84); «История Черногории» (1754) В. Петровича (1709–66), «Послания» Петра I Петровича Негоша (1747–1830) и др.
  
На разных этапах развития в черногорской литературе то преобладала тенденция к автономности (вторая половина XIX в.), то становилось все более тесной ее взаимодействие с сербской литературой (первая половина XIX в.; период между двумя мировыми войнами).
  
Расцвет Черногорской литературы, по мнению многих литературоведов, начался в конце XVIII – первой половине XIX вв. Его связывают с именем государственного деятеля и поэта Петра II Петровича Негоша (1813–51), творчество которого продолжало героические традиции народного эпоса. В своих произведениях Негош создал поэтическую картину жизни Черногории, воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига. Вершина его поэзии – драматическая поэма-эпопея «Горный венец» (1847), пронизанная идеей единения южных славян. Также он был автором таких произведений, как «Луча» и «Ложный Шчепан Мали». Он был исключительным для своего времени явлением: правитель маленького, тогда неизвестного, признанного наполовину государства, путешественник, который значительную часть времени проводил в мировых столицах, был в курсе важнейших духовных течений своего времени, приобретал и привозил в Цетине самые выдающиеся книги своей эпохи. После него наступил период затишья.
  
Еще один правитель оставил след в истории национальной литературы в конце XIX – начале XX века. Это был король Никола I Петрович, автор «Балканской царицы» и многочисленных лирических и эпических стихов. Для Черногории XIX века имело огромное значение творчество писателя-прозаика с черногорского Приморья – Стефана Митровича Любиши. Одно из самых его известных произведений«Каньош Мацедонович».
  
Литература этого периода носила в основном фольклорно-романтический характер, была проникнута культом патриархального образа жизни, исторического прошлого, героизма.
  
Первая половина двадцатого столетия привнесла в литературу страны новые авангардные веяния. Особо следует отметить таких поэтов той поры, как Ристо Раткович, Радован Зогович. Из прозаиков наиболее интересной фигурой является Михайло Лалич, который в своих романах описывал неспокойные исторические события в стране в годы Второй мировой войны.
  
Следующим значительным явлением стала социальная литература, основанная на бунтарских идеях, которые в то время доминировали во всем европейском литературном мире.
  
Наибольшего развития в русле «социального реализма» достигла поэзия: сборники «Кулак» (1936), «Огненные голуби» (1937), поэма «Пришельцы» (1937) Р. Зоговича (р. 1907); сборники «Леса» (1938), «Огненные утра» (1941) М. Баневича (1905–68); сборник «Две реки» (1938) Я. Джоновича (р. 1909); поэма «Сквозь голубые сумерки» (1929), сборник «Земля» (1934) М. Вуковича (1910–46). В эти годы также обогатилась социальная и психологическая палитра прозы; появился роман. Реалистическую картину жизни черногорского народа создали Р. Раткович (1903–54); роман «Невидбог», 1933), Д. Джурович (р. 1901; сборник рассказов «Среди горцев», 1936; роман «Страна Дукля», 1939), Н. Лопичич (1909–45); сборник рассказов «Крестьяне», 1939).
  
Многие писатели Черногории участвовали в Народно-освободительной войне 1941–45 гг. в Югославии.
  
После освобождения территории Черногория от фашистских оккупантов 31 декабря 1944 г., установления в 1945 г. народного строя (с 1963 г. Черногория – социалистическая республика) литература вступила в наиболее плодотворный период развития.
  
В послевоенные годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация литературных сил Черногории. Начали выходить литературные журналы «Стваранье» (1946), «Народна культура» (1951) и др. В 1956 было создано Общество черногорских писателей.

  
Литературные награды
  
За выдающиеся заслуги в области культуры и литературы раз в три года в Черногории присуждаются награда Petar Lubarda.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий