четверг, 3 октября 2013 г.

Блеск и роскошь черногорского костюма

   Свободолюбивые народы в средние века придавали особое значение своей национальной одежде. Она играла важную роль в их внешней идентификации и была олицетворением национальной самобытности, а также отражала социальный и общественный статус.
   Черногорская национальная одежда – одна из самых дорогих в мире, благодаря золотому шитью и использованию самых качественных и дорогих материалов. Способ ее изготовления был сложным и требовал от портного не только высокого мастерства, но и незаурядного художественного вкуса и чутья.
   Помимо всего сказанного интересно, что черногорская национальная одежда по своему происхождению единственная в мире, которая взяла за образец «парадную» одежду своей правящей династии и дворянства.
   Эта одежда имеет историю протяженностью свыше пяти веков! Началось все в то время, когда в стране у власти стояла черногорская династия Црноевич, в XV веке. Академик Радослав Роткович считает, что народная одежда пришла с Крита, а в Черногорию ее привезли мореплаватели. В 1496 году, согласно историческим сведениям, Джурдже Црноевич приехал в Венецию в парадном костюме «а la Greca» (в греческом стиле), это подтверждает гипотезу академика Ротковича, что прародиной черногорского народного костюма был Крит.
   После прекращения существования династии Црноевич часть черногорского дворянства продолжила традицию надевать роскошную черногорскую одежду и в трудные времена постоянной борьбы за сохранение свободы страны. Черногорская аристократия, сохранившая традиции национальной одежды, с ее помощью демонстрировала свой утраченный общественный статус в новых исторических условиях. Церковь, к которой перешла власть после династии Црноевичей, поддерживала и одобряла желание носить «одежду Црноевичей», и скоро та появилась почти в каждом черногорском доме. Так по стечению обстоятельств одежда правящей династии стала народной.
   В XVI веке вся Юго-Восточная Европа, за исключением Черногории, была во власти Турции. Оккупанты кроме своих культурных традиций диктовали и манеру одеваться, которая бы доказывала лояльность народа. Люди должны были носить скромные одежды неприметного черного или коричневого цвета, без каких-либо характерных деталей. Строго запрещалось носить одежду ярких цветов, позолоту на костюмах и особые материалы «кадифа» и «скерлет». Что интересно, считалось провокацией даже носить шапку набекрень!
   Такое отношение турецких завоевателей к порабощенным народам вызывало у черногорцев протест. Это был еще один повод для гордого и свободолюбивого народа хотя бы при помощи роскоши и богатства своей одежды подтвердить свой статус, свою свободу и отказ подчиняться самой мощной империи Европы того времени. Черногорцы упорно стремились одеваться в соответствии со своими традициями, даже невзирая на недостаток материалов или средств на их покупку. Они комбинировали части традиционного черногорского национального костюма с деталями, которые изготавливались из сукна или других подобных материалов. В таком же положении была и бывшая аристократия. Делалось все возможное, чтобы показаться в полном черногорском национальном облачении на свадьбах, похоронах, народных собраниях, церковных церемониях и других массовых мероприятиях, где по костюму в высокой степени определялся и материальный статус его владельца. Заботились и о том, чтобы молодожены, особенно невеста, имели как можно больше оригинальных, подлинных деталей – частей праздничного черногорского платья. Зачастую одежда, добытая в битвах с турками как трофей, использовалась для изготовления черногорской одежды. Считалось знаком протеста и личной доблести носить такую одежду публично даже и в неизменном ее облике. Когда во времена Петра I и Петра II значительно улучшилось материальное положение населения Черногории, снова вернулась как комбинированная с суконными деталями, так и целиком праздничная черногорская одежда. В повседневной жизни чаще использовалась одежда с большим количеством деталей из сукна, а в торжественных случаях надевали и нарядные костюмы.
   Во времена князя-короля Николы I Петровича черногорская одежда достигла такой степени роскоши, что стоила иногда больше, чем все имущество ее владельца. Ее носили ради престижа и из желания показаться во всем блеске; парадную одежду стремились приобретать любой ценой. Был период, когда князь-король Никола I даже запретил подобную излишнюю роскошь, но ему это удалось лишь отчасти. Парадные костюмы и дальше носили в торжественных случаях почти в каждой черногорской семье, и бороться с этим было невозможно.
   Черногорская одежда за более чем пять веков своего существования сильно изменилась и существенно отличалась от первого «критского» варианта. Музейные экспозиции показывают эти изменения, их можно видеть также на старых картинах, в многочисленных описаниях этнологов, особенно относящихся к XIX веку.
   Но черногорскую народную одежду можно увидеть не только в витринах музеев. Традиции, связанные со сложным процессом изготовления национальных костюмов, передаются в семьях мастеров из поколения в поколение. И их мастерство не остается невостребованным. В Черногории почти в каждом городе есть ансамбли народной музыки и танца, особенно популярны так называемые «клапы» (хор, который по традиции выступает без музыки, а капелла, и конечно же в национальных костюмах). И ни один праздник (а их в Черногории немало) не обходится без шествия в национальной одежде.


Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий