четверг, 12 сентября 2013 г.

Черногорские вина

   По предварительным данным, в первом квартале 2008 г. крупнейшими ставками черногорского экспорта были алюминий и алюминиевые изделия, железо и сталь, алкогольные и безалкогольные напитки. Среди всей экспортируемой продукции черногорским брендом можно считать как раз алкогольные напитки – черногорское вино и ракию.
   Культура потребления алкоголя в Черногории имеет давние традиции. Винную лозу выращивали в районе Црмница и в окрестностях Скадарского озера и, следовательно, производили вино еще в III и II веке до н.э. Черногорцы славятся своими винами, лозовой ракией, пивом и даже медовухой. Столпом черногорской алкогольной продукции является компания Plantaže («Плантаже»), учрежденная в 1963 г. Компания Plantaže располагает крупнейшим в Юго-Восточной Европе и одним из крупнейших в мире виноградным полем, площадь которого составляет 2200 га. Продукция Plantaže – виноград, персики, вина и ракия. 13 млн бутылок с черногорскими винами и ракией ежегодно экспортируются в более чем 25 стран. Это страны Юго-Восточной Европы, ЕС, а также Россия, США, Китай, Канада и Австралия. Компания Plantaže применяет стандарт в области управления производством ISO 9001, экологический стандарт ISO 14001 и стандарт безопасности пищевых продуктов HACCP. В 2007 г. чистая прибыль компании составила 4,3 млн евро, что на 20 % больше, чем в предыдущем году. Из года в год в черногорских СМИ рассматривается возможность приватизации Plantaže. Особый интерес к приватизации компании проявляют французские инвесторы. Однако компания так и не была включена в список приватизации-2008. Впрочем, исполнительный директор Джорджие Ракович считает, что в иностранном инвестировании нет необходимости.
   Исконно черногорскими сортами винограда являются «вранац» и «крстач». «Вранац» известен также под названиями «црмничка лоза» и «црмнички вранац» – по названию района Црмнице в окрестностях Скадарского озера. Это очень вкусный и сладкий виноград, поспевающий обычно в конце августа или первой половине сентября. «Крстач», называемый еще «биела крста», «биока», «пьенгавица», «крсташ», произрастает преимущественно в окрестностях Подгорицы. Его собирают в начале сентября. Ассортимент компании Plantaže состоит из белых вин («Черногорский крстач», «Черногорский шардоне», «Черногорский совиньон», «Черногорская волна», «Подгоричко белое»), красных вин («Черногорский вранац», «Черногорский каберне», «Черногорский мерло», а также Vranac Pro Corde, Vranac Reserve, Sasso Negro, Perla Nera) и ракии (Crnogorska lozova rakija, Crnogorski prvjenac, Kruna). Совсем недавно, в июне 2008 г., были представлены так называемые BARRIQUE вина (барик – это дубовая бочка объемом 225 л): «Вранац барик», «Шардоне барик» и «Барик деревянная посуда». Более детальную информацию (в том числе и на русском языке) можно получить на сайте www.plantaze.cg.yu. Добавим, что компания для групп численностью 10 и более туристов организует винные экскурсии.
   Продукция Plantaže за 45 лет существования компании получила на международных ярмарках свыше 500 медалей. Например, 5 лет подряд вино «Вранац» завоевывало золотую медаль на всемирно признанном Международном конкурсе MONDE SELECTION в Брюсселе, Риме, Мадриде, Париже и Женеве.
   Говоря о черногорских винах, следует упомянуть и о продукции винного погреба Sjekloća (Сйеклоча). В апреле 2008 г. на ярмарке «Бахус» в Мадриде вино Sjekloća урожая 2005 г. получило серебряную медаль. Комиссия установила высочайшее качество, уважение современных стандартов и оригинальность этого вина.
   Отметим также и всего год назад учрежденную компанию «Агро вита». Бутылка вина «Маршал», выпускаемого этой компанией, выставлена в белградском музее «Югославия». Кроме того, «Агро вита» выпускает и так называемое ледяное вино. Основной компонент, разумеется, вино. Загвоздка, однако, в том, что виноград для этого вина собирается только когда выпадет первый снег.
   О черногорской ракии говорят, что она – лучший представитель черногорского винограда. Если у Шотландии – виски, а у Греции – метакса (смесь бренди и вина), то у Черногории – ракия. Ракия по вкусу похожа на русскую водку, но гораздо крепче и ароматнее. Судите сами. У ракии, произведенной на заводе, содержание алкоголя обычно 40 %. У домашней оно достигает 50–60 %.
   В Черногории производятся три сорта ракии: «Круна», «Првиенац» и «Лозова ракия». Для ракии «Круна» компании Plantaže Биотехнический институт в Подгорице выращивает особый вид элитного винограда, так что годовая продукция составляет всего 6–8 тыс. литров. Основной компонент для производства ракии – виноград, т. е. винная лоза (отсюда название «Лозова ракия» или еще чаще «Лозовача»). Вместе с тем для производства ракии в Черногории применяются и другие фрукты. Например, полудикие и не особо крупные яблоки с севера страны, а также сливы (отсюда название «Сливовица») и даже груши. Старые черногорцы ракию готовили из инжира, кизила и можжевельника (уже упоминавшаяся компания «Агро вита» выпускает ракию из можжевельника под названием «Черногорский джин»). По-научному ракия, как и любой другой алкогольный напиток, является продуктом ферментации или дистилляции. В Черногории ракию… пекут. Там процесс приготовления называется «печение» (pečenje, или печење – не путать с русским печеньем). Едва ли не каждый глава семьи в Черногории умеет готовить ракию в домашних условиях. Она является предметом особой гордости. Напоминаем, когда вас черногорец угощает ракией собственного приготовления, вы непременно должны похвалить ее, даже если она не пришлась вам по вкусу. Самой качественной и самой крепкой ракией считается ракия «Првиенац». Она результат самого первого брожения, т. е. то, что по-русски называется первачом. Ракия – это непревзойденный аперитив или дижестив. Она идеально сочетается с закуской, но иногда с ней предлагают дольку какого-нибудь фрукта.
   Единственный пивоваренный завод в Черногории расположен в Никшиче. Никшичское пиво выпускается аж с 1896 г. Рецепт его приготовления прост: ячмень, жесткая горная вода и ароматный хмель. Оно содержит 11,8 % экстракта и 5 % алкоголя. Мы уже отмечали, что в начале прошлого века трапеза французского короля была немыслима без трех черногорских продуктов: пива из Никшича, сыра из Негуши и пршута.
   Компания Plantaže на своем сайте призывает покупателей: «U vinu je istina nama se vjeruje!» («Правда в вине нам верят!»). Увы, несмотря на то, что потребление алкогольных напитков в Черногории с начала 2000-х гг. выросло в 2,5 раза, черногорские вина, как ни странно, не пользуются повышенным спросом среди местного населения. Некоторые даже утверждают, что в год продается всего… несколько упаковок. Дело в том, что черногорцы переориентировались на так называемые дорогие напитки – виски, водка, джин, текила. Большая выгода, которую сулит реализация этих напитков, повлекла за собой увеличение контрабанды. По оценкам официальных представителей компаний, выпускающих алкогольную продукцию, а также их дистрибьюторов, около 30 % дорогих напитков в Черногории – контрабандного происхождения.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий