понедельник, 9 сентября 2013 г.

Чарующие мелодии фрулы

   С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели.Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью.
   У разных народов свирель имеет свое название, форму и национальные особенности. Ее изготавливают из различных материалов: глины, тростника, дерева, бамбука, металла и даже из серебра, фарфора и хрусталя. В Черногории свирель была создана для общения пастухов с собратьями по ремеслу, находящимися на других пастбищах, и людьми, живущими в соседних селениях. По утрам фрула помогала пастухам выгонять скот на пастбище, а по вечерам – собирать стада. Фрулу вырезали из ветки или из тонкого ствола различных деревьев. Секретами ее изготовления владели практически все пастухи и передавали их из поколения в поколение. Наблюдая за работой взрослых, дети с малых лет приобретали начальные навыки игры на фруле и учились ее мастерить. Своеобразное звучание фрулы так нравилось пастухам, что они стали сочинять все новые и новые мелодии и придумывали к ним слова. На праздниках, в часы отдыха и всеобщего веселья фрулаши исполняли хороводные и плясовые мелодии.
   Рассказывает черногорский фрулаш Гейко, сам изготавливающий и продающий свирели:
  
– Можно сказать, что игра на фруле – это мое любимое занятие. Этому я научился еще в детстве, когда пас овец. Мой дедушка сам делал свирели, а дядя был профессиональным фрулашем. Когда мама брала меня с собой на рынки, я мог наблюдать, как мастерят фрулы, и постепенно научился делать их сам. Раньше в наших местах часто воевали, и в те нелегкие времена нас спасала только музыка и фрула. Недаром про нас говорят, что «мы поем даже тогда, когда погибаем». Будучи взрослым, я часто играл на фруле на праздниках, фестивалях и даже на Равной Гори перед аудиторией в три тысячи человек.
   Звучание фрулы во многом зависит от того, из какого дерева она изготовлена. Я делаю фрулы из черешни, тополя и сливы. Самое лучшее звучание у сливовых фрул. Для того чтобы достичь хорошего звука, дерево необходимо основательно просушить. Обычно его сушат всю зиму, иногда даже в течение двух– трех лет. Непросушенное дерево сложно обрабатывать, и потом оно может треснуть, когда высохнет. После просушки дерево обрабатывают на станке, выдалбливают основную часть инструмента – так называемый «писак», или мундштук. Его обычно делают из сливы или орехового дерева. Если «писак» сделан неправильно, фрула не будет звучать. Настраивают инструмент, изменяя размер дырочек. Чтобы внутри трубки не было заусенцев, дырочки не высверливают, а вырезают ножом. Для того чтобы защитить фрулу от влаги, ее покрывают несколькими слоями морилки, лаком или натуральным воском. Хранить фрулу лучше всего в кожаном или льняном чехле.
   Мне кажется, что играть на фруле под силу не каждому. Для этого нужно иметь дар божий. К тому же это искусство требует немалого опыта и знаний. Среди моих покупателей много русских, словенцев и чехов.Очень приятно, когда гости интересуются культурой страны, ее обычаями и национальными музыкальми инструментами.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий