четверг, 26 сентября 2013 г.

По следам предков

   Говорят, что народ, который чтит свои традиции, – самый успешный и счастливый народ в мире. Черногорцы – гордые люди, не забывающие свое прошлое и уважающие старые обычаи. Из этой статьи вы узнаете, что вас ожидает, если традиционная черногорская семья пригласит вас на свадьбу, рождение или крещение ребенка. Также здесь вы сможете прочитать о «вирджинах» – страшном феномене, который был характерен для Черногории.

  
Традиционная черногорская свадьба
  
Количество сватов обязательно должно быть нечетным. В состав этой группы входят: жених, кум, деверь (брат жениха), «баръяктар»-тамада (главный распорядитель на свадьбе, который носит флаг), старший сват (уважаемый член семьи, обычно старшего возраста, в некоторых случаях – друг семьи или сосед). Также в состав «группы поддержки» жениха входит «анджибула» – единственная представительница женского пола в этом коллективе. Чаще всего это девушка – сестра или подруга жениха. Остальные члены этой группы – близкие родственники, друзья семьи, кумовья. Количество сватов говорит о богатстве семьи.
  
Они собираются у жениха обычно около 10 утра и идут за невестой. Там одна из женщин – мать или другая близкая родственница невесты – надевает яблоко «баръяктару» на «барьяк» (флаг) и обматывает его мужской рубашкой – это такой подарок. Сваты садятся за стол, и каждого из них начинают «украшать» молодые девушки из семьи невесты. Украшения для всех сватов обычно одинаковые – платочек и цветок в петлицу, только невеста и жених украшены по-другому. Эти же девушки варят кофе, а сваты должны заплатить им за все это (чисто символически). Затем все сидят и беседуют, и, согласно обычаю, это тянется очень долго. «Группа поддержки», или, как она по-местному называется, «табор» не должна прямо говорить, что пришла за девушкой. Сваты ходят вокруг да около. Наконец в какой-то момент отец невесты спрашивает, зачем они, собственно, пришли, и кладет конец этой «агонии». Тогда старший сват якобы признается, что они пришли за девушкой.
  
Тогда, наконец, появляется невеста. В некоторых краях бытует такой розыгрыш, когда вместо невесты в шутку предлагают нескольких пожилых женщин, и сваты отказываются – получается очень смешно. Тогда братья выводят молодую, садятся по обе стороны от нее и опять ведут долгие беседы. Наконец произносится заключительное слово отца или дяди невесты, которое в народе называют «молитвенная чаша». Это очень трогательная и задушевная речь, ведь дочь передают в новую семью, прощаются с ней. При этом женщины из семьи невесты обычно плачут.
  
После этого невесту с двух сторон подхватывают девери и с песней и выстрелами (это небезопасно, но иначе нельзя!) ее провожают. Существует обычай, что брат невесты должен ее позвать, а она должна обернуться. При этом девери ей не позволяют это сделать, она старается вырваться, и если ей это удается, то, по примете, дети будут похожи на членов ее семьи.
  
Затем идут регистрировать отношения в общину и венчаться в церковь или только в общину – по желанию молодых. Потом невесту отводят в дом жениха, где молодых снова встречают песнями и стрельбой. Какой-нибудь маленький мальчик из семьи жениха, так называемый «наконче», выполняет особую роль в этой церемонии: невеста должна перенести его на руках через порог своего будущего дома. При этом она всегда дарит ему что-нибудь красивое. В некоторых краях, обычно в сельской местности, невесте дают яблоко или сито, чтобы она перебросила его через крышу дома – на счастье.
  
Наконец все садятся за праздничный стол, уставленный всевозможными угощениями и напитками, и начинается свадебный пир. Во второй половине дня приходит в гости семья невесты. Этот первый визит носит название «посета одиви» («одива» – девушка, только что вышедшая замуж). Потом семья невесты возвращается домой, где тоже накрывает свадебный стол, и ждет, когда с ответным визитом пожалует «одива» со своим мужем и новой семьей. Обычно это происходит уже ближе к вечеру.
  
Таким образом, целый день проходит в бесконечных походах то туда, то сюда. Стрельба ведется почти непрерывно, хотя законом это строго запрещено. Обычай выкупать невесту существовал в XIX и первой половине XX века и особенно был распространен был в окрестностях Никшича и Дурмитора. Семья невесты пекла лепешку, которую старший сват должен был полностью покрыть дукатами, чтобы ему отдали девушку. Сегодня эта традиция почти нигде не соблюдается, от нее осталась только символическая плата за «украшение» сватов и за кофе.

  
Рождение ребенка
  
В прежние времена, когда рождался мальчик, ему радовались намного больше, чем девочке. Ведь он и продолжатель рода, и еще один воин-защитник… Желали при этом обычно «долгой жизни, здоровья и счастья» или, как в старой поговорке, «быть лучше своего отца – как конь лучше осла»!
  
На рождение («бабине», «повойницу» – так это называется в Черногории) обычно в доме вешали подкову или волчий клык, чтобы у новорожденного не болел живот, а если ребенок заболевал, под порог дома клали нож. Считалось, что роженица в течение 40 дней нечиста, и все это время ей нельзя ходить в церковь и на мельницу. По истечении этого срока она шла в церковь и там получала очищение.
  
До конца XIX века было принято, чтобы члены рода или мужчины, живущие по соседству, узнав, что родился сын, приходили с поздравлениями и непременно устраивали стрельбу из ружей перед домом. Согласно поверью, таким образом они нагоняют страх на злых духов, которые могли бы угрожать новорожденному и его матери.
  
Ребенка одаривали деньгами и обязательно клали их ему в люльку. На «бабине» обычно принято приходить в первой половине дня. Но в местечке Бела, в районе залива Бока Которска, например, люди идут целый день, пока солнце не скроется. У них есть примета, что так ребенок будет быстрее расти и развиваться. В доме гостям подносят вино и ракию, и все пьют за здоровье нового родственника.
 
Сейчас пол ребенка уже не играет решающей роли, и многие из этих обычаев, конечно, устарели. Но некоторые из них до сих пор в силе!

  
Крещение и кумовство
  
Важно окрестить ребенка как можно раньше, но иногда крестили и через год. Крещение проводилось чаще всего в церкви, иногда дома, где затем происходил праздник, чаще всего торжественный обед, на котором собирались кумовья и родственники. Куму дарили красивую рубашку, носки хорошего качества и обязательно полотенца, он же в ответ должен был преподнести украшения из золота и золотой дукат.
  
Крещение всегда назначалось на первую половину дня: люди верили, что если растет день, вместе с ним растет и дитя. Пока обряд крещения не совершился, кум почти не мог ничего есть, пить и даже курить, т. к. считалось, что из-за этого у ребенка будут плохие зубы. На крещении родители давали ребенку имя, и зачастую это было имя кого-то из предков новорожденного (чаше всего умершего дедушки со стороны мужа).
  
Обычаи, связанные с кумовством, одинаковы во всей Черногории, особенно у христиан. Эту традицию здесь очень уважают и относятся к ней бережно, как к святыне. Отказываться от этой важной миссии не принято! Об этом свидетельствуют такие пословицы, как, например: «Отказаться можно от всего, но не от кумовства» и «Бог на небе, а кум на земле». Кумом величали не только крестного отца, но и всех членов его семьи. Существует несколько категории: старший кум, венчальный кум и крестный кум. На эту роль обычно выбирают самого близкого из друзей молодых и обязательно мужского пола. В прошлом бывало, что меняли кума, но очень редко. Например, если дети умирали или рождались одни девочки, считалось, что это поможет улучшить ситуацию.
  
Существовал еще один интересный обычай: когда у кого-нибудь умирали дети, считалось, что этому можно положить конец, если ребенка окрестит «кум намерник» (буквально – первый встречный). Его еще называли в Черногории «кум од неволе» (кум поневоле) или «кум од нужде» (кум по необходимости). Такое крещение происходило так: мать с ребенком в люльке рано утром шла на перекресток и оставляла там люльку, а сама пряталась поблизости. Когда появлялся путник, она выбегала к нему со словами: «Стань мне кумом во имя Бога и Иоанна (Крестителя)», он брал дитя на руки и давал ему имя. Затем женщина вела «кума намерника» в церковь, чтобы совершить обряд крещения.

  
«Вирджины», или «балказонки»
  
Этот жуткое явление имело место в Черногории, Косово и Метохии, на севере Албании. Если в семье не рождался мальчик, это считалось настолько постыдным, что отцу семейства приходилось делать страшную вещь – «превращать» в сына одну из дочерей. Ей в раннем возрасте давали мужское имя, надевали мужскую одежду, коротко стригли волосы. Первой «вирджиной» считают Милицу из черногорского клана Ровча, которая в 1855 году поклялась, что заменит своему отцу сына, и вошла в мужское общество.
  
Говорят, что в горном селе Черногории до сих пор живет одна из «вирджин», которой уже больше семидесяти лет. Хотя все знают, что она женского пола, к ней относятся как к полноценному мужчине, хозяину дома. Ее отец был черногорским четником, заслуженным героем, воевавшим всю жизнь и умершим в бою. Бог не дал ему наследника – его сыновья умирали вскоре после рождения. Зато было много дочерей, и пятая из них по собственному желанию решила «стать сыном», чтобы продолжить род своего отца. Ее отделили от сестер и стали воспитывать как мальчика. Она рано начала курить самокрутки, пить ракию, стрелять из пистолета... Она до сих пор предпочитает мужское общество и, как и большин­ство черногорских мужчин, не признает женщин за людей, т. к. в горах патриархальные порядки.
  
Последняя вирджина сейчас одна ведет хозяйство, сама косит траву на горных лугах… По рассказам черногорцев, она считает ошибкой природы, что родилась в женском теле. При этом довольна своей судьбой и совсем не жалеет, что «стала мужчиной», не вышла замуж и не родила детей.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий