Начнем с островов, находящихся поблизости от города Тивата, т.к. Тиват считается самым молодым городом в Боко-Которском заливе. Город состоит в основном из пятиэтажек и частных домов. Наиболее оживленно всегда на городской набережной. Здесь расположены рестораны и кафе, пиццерии.
Его название связывают с именем иллирийской царицы Теуты, но был ли город действительно назван в честь нее, – неизвестно. В Средние века эти земли принадлежали аристократам. Здесь находились их летние дома, дворцы, церкви. Сейчас в них размещены городские музеи и галереи. В 1889 г. здесь был построен военно-морской арсенал, после чего Тиват получил статус города. В 1971 г. в 4 км от города открылся международный аэропорт Тивата.
Близлежащий к Тивату остров – Остров Свети Марко (Cвятого Марко), или Остров Stradioti (Страдиоти), как он назывался в прошлом. Еще раньше Остров Свети Марко в заливе Тивата называли также Островом Свети Гаврило (Святого Гавриила) из-за одноименной церкви, о которой, к сожалению, не сохранилось никаких письменных документов. Но легенда о ней еще живет в памяти людей.
История об этом острове, расположенном рядом с Тиватом, восходит к VII столетию, к тому периоду, когда греческие властители дали задание храбрым эллинским воинам (в состав флотилии входили и командующие флотами) провести боевые задания в акватории Острова Свети Гаврило.
По прошествии времени греческие солдаты начали просить прощения у богов за то зло, которые они причинили людям в многочисленных битвах, и, помимо прочего, они просили, чтобы остров, на котором они проводили свои послевоенные годы, остался навсегда оазисом мира и покоя.
Греческие ветераны поклялись никогда больше не участвовать в сражениях и войнах, а только защищаться, если нападут на них. В подтверждение своих клятв они посадили дерево мира – оливковое дерево, от которого позже появился оливковый сад.
Однако лидерство и боевой дух взяли свое, и воины скоро нарушили свои клятвы. Они продолжали завоевывать новые территории и разрушать все, что попадалось на их пути. Вскоре после этого обманутые греческие боги рассердились и послали ужасный шторм. Ураган бушевал на острове в течение многих дней, ломая корабли солдат, которые стояли на якоре рядом с островом. Суда греческого флота тонули в бурных волнах, и только небольшое количество воинов сумело пережить катастрофу и уплыть к островам в заливе Тивата на плотах. Когда боги заметили, что некоторые суда эллинов сумели спастись, они решили наказать их еще более строго и послали неизлечимую болезнь, от которой все они умерли. Единственным, что осталось на острове в память об этой истории, – оливковая роща, которую греческие ветераны посадили и вырастили. Из-за трагической гибели греческих ветеранов жители Тивата решительно отказываются называть остров Sveti Gavrilo (Святой Гавриил), чаще его называют Ostrvo Stradioti (Остров Страдиоти), потому что в греческом языке слово stradiotes означает «воин, солдат».
Этот остров – еще одна достопримечательность, которой гордится Черногория. Совершенно удивительным является пляж Острова Цветов. Его длина составляет примерно 1200 м, он огибает весь остров, который имеет около 300 м в длину и 200 м в ширину. Пляж Острова Цветов делится на несколько небольших песчаных пляжей. Название этого острова говорит само за себя – здесь очень много уникальных растений, делающих остров прекрасным местом для отдыха людей, которым противопоказано длительное пребывание на солнце. Местные пляжи окружены такой буйной растительностью, что даже когда солнце находится в зените, найти тенистый уголок не проблема. В этой части залива всегда очень спокойное море, что позволяет в течение всего сезона заниматься водными лыжами и другими видами летнего отдыха. В ресторанах можно отведать роскошные блюда местной кухни и насладиться превосходным вином.
С этим островом связано много легенд. Согласно одной из них, когда-то здесь жила графиня Екатерина Властелинович. Она вышла замуж по любви, но овдовела в 25 лет. Оставшись одна, без наследников, она решила приобрести остров и все свои сбережения вложила в благоустройство этого места. Позже она постриглась в монахини и основала монастырь на Острове Цветов. Умирая, она завещала имущество своему другу Петру I Петровичу Негошу, а он передал остров во владение государства.
На Острове Цветов также находятся развалины монастыря Святого Михаила (IX в.), часть его восстановлена в наши дни, и монастырь является действующим.
Еще два острова расположены напротив города Пераст. Этот маленький городок, в котором всего одна улица и несколько десятков жилых домов – один из великолепнейших образцов архитектуры в стиле барокко на побережье Адриатики.
С этим островом связана трогательная легенда. Французы превратили его в крепость, которую в 1813 г. захватили жители Пераста. И офицер, которого звали Слович, получил приказ стрелять по крепости из пушек. Приказ он выполнил, но при этом один из снарядов случайно попал в дом, где жила девушка, которую он любил. Его любимая нашла свою смерть среди развалин. Когда Слович узнал, что сделал, раскаяние и любовь привели его на остров, где он остался, чтобы провести остаток своих дней в тени своей большой несбывшейся любви. Похоронен Слович был рядом со своей любимой, со смертью которой он так никогда и не смог свыкнуться. Их могила до сих пор находится под сенью кипарисов. Считается, что именно этот остров вдохновил швейцарского художника Арнольда Бёклина, который создал знаменитую картину «Остров мертвых».
На этот остров, вероятно, из-за его трогательной красоты чаще всего приезжают молодые и влюбленные.
Остров Госпа од Шкрпела – творение не природы, а человеческих рук. Вокруг одного утеса, который был едва виден во время самых крупных отливов, жители Пераста топили свои старые корабли, плененные турецкие галеры и пиратские корабли, заполненные камнями. К 1663 г. здесь было затоплено более сотни парусников. На морском жаргоне такой утес называется «шкрипио». С ним связана старинная легенда: в XV в. двое моряков спаслись от шторма, будучи выброшенными волнами на этот риф. Пережидая ненастье на этом маленьком острове, они нашли икону с ликом Богородицы, и в ее честь на острове в XVII в. была построена церковь Госпа од Шкрпела с ризницей и колокольней. Внутри эта во многом уникальная церковь была расписана на рубеже XVII и XVIII вв. в стиле барокко мастером Трипо Коколем из Пераста. В церкви хранится и икона Богородицы в готическом стиле работы которского иконописца XVI в. Ловра Маринова Добричевича, а также великолепное собрание из 2000 серебряных пластин с изображением знатных семей Пераста XVII и XVIII вв.
Специальный ритуал, фашинада, представляющий затопление кораблей, превратился в национальный обычай, сохранившийся до наших дней и являющийся красочным представлением и отличным развлечением для туристов.
В небольшом музее при церкви помимо многочисленных картин, оружия, старинной мебели и посуды хранится и уникальный гобелен, изображающий икону Богородицы од Шкрпела.
Этот гобелен из золотых и серебряных нитей в середине позапрошлого века плела местная жительница Гиацинта Курнич, работавшая над ним 25 лет и ослепшая сразу после его завершения.
Гиацинта, как Пенелопа Одиссея, проводила своего любимого в море и, ожидая его возвращения, начала плести гобелен. Волосы Богородицы и ангелов вокруг нее она плела из собственных волос. Годы шли, любимый не возвращался, а у Гиацинты прибавлялось седых волос.
Потому и волосы некоторых ангелов на гобелене – серебристого цвета. Гобелен Гиацинты стал апофеозом жизни жены моряка, ждущей своего мужа, и бесценным произведением искусства, неизменно привлекающим внимание туристов.
В эту маленькую церковь и по сей день приезжают верующие. Говорят, что особенно помогает Пресвятая Дева молодоженам, которые здесь венчаются и приносят в дар самые красивые цветы.
Остров Мамула не только красив, но и является своего рода форпостом. По одну сторону от острова находится черногорское побережье, по другую – уже Хорватия. Но более известен он тем, что во времена войны здесь была тюрьма. Его построил австрийский генерал Лазарь Мамула в середине XIX в. – отсюда и название.
Особенно интересно осматривать бухту с борта судна. Склоны Боки Которской прорезают три тоннеля для подводных лодок. Некогда они были частью боевой мощи Югославии. Субмарины заходили в тоннели под водой, и противник не мог знать, находятся ли они внутри склона полуострова или уже переместились в бухту и оттуда – в море. Сейчас тоннели выглядят заброшенными и осиротевшими, хотя у Черногории, говорят, остался свой подводный флот. Здесь же, в Боке Которской, находится главный судоремонтный завод страны.
Боко-Которский залив всегда привлекал туристов, путешественников и художников. Каждого, кто сюда приезжает, Бока очаровывает как своей природной красотой, так и творениями людей, сделавших ее еще более прекрасной и неповторимой.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий