В 7 километрах от Милочера в направлении Петровца находится монастырь
Режевичи. Он расположен совсем рядом с Адриатической магистралью, его
окружает красивая старая оливковая роща.
О происхождении названия этого монастыря существует несколько гипотез. Одни говорят, что река Режевич, село Режевичи и одноименный монастырь получили свое название от племени Режевич, одного из двенадцати племен, которые населяли Паштровичи около VIII в.
В народе название Режевич связано с легендой о трех братьях, которые в давние времена пришли в эти края. Два брата поселились около местной реки Режевич, а третий отправился в те места, которые сегодня называются Катун. Братья решили разделить свои владения и установить границу. Согласно этой легенде, по названию реки стала называться вся эта территория, а потом и племя, ее населяющее.
Однако существует еще мнение, что название Режевич происходит от характерного для этого края северного ветра, который если уж начнет дуть, то прямо «режет».
В комплексе монастыря Режевичи находятся три небольшие церкви: Успения Пресвятой Богородицы, Святого архидьякона Стефана и церковь Святой Троицы. Происхождение одной из церквей связывают с временами правления династии Неманьичей. Здесь проходила дорога, возле которой находилась гостиница. У дороги был установлен столб, на котором Паштровичи каждый день оставляли кувшин вина для случайных прохожих. Предание гласит, что из этого кувшина пил сам король Стефан Первовенчанный, когда проходил через Паштровичи в 1226 г., собираясь посетить своего родича, млетского дожа Риги Дандоли. Осталось поверье, что, отдохнув и подкрепившись вином, Стефан Первовенчанный решил построить здесь храм Успения Богородицы.
Позднее, в 1351 г., во время своего путешествия из Дубровника в Скадар, царь Душан приказал рядом с церковью Успения Богородицы построить другую, посвященную Святому Стефану. Обе эти церкви за время своего существования часто становились жертвами вандализма со стороны врагов, которые нападали на этот край, жгли и грабили, из-за чего исконные обитатели на долгое время покинули Паштровичи.
В 1785 г. сильно пострадала церковь Св. Стефана, стены которой были расписаны фресками редкой ценности. Остатки старого храма решили снести, чтобы поблизости построить новую, посвященную Св. Троице. При этом была уничтожена и большая часть живописи, а также надпись, свидетельствующая о том, что царь Душан был ктитором (т.е. жертвователем) этой церкви. Легенда гласит, что рабочие, сносившие церковь Св. Стефана, часто заболевали, а после окончания этой работы не прожили и года.
Позднее в монастырь прибыл игумен Максим Косеревац. С помощью верующих он отреставрировал церкви, а также построил рядом с ними небольшие кельи. Тогда же он принес в дар монастырю драгоценный крест, который привез из монастыря Косеревац. К сожалению, крест пропал из монастыря во время Второй мировой войны.
Работы по реставрации монастыря Режевичи продолжил ученик Максима Косереваца Никодим Вукович, ставший позднее архимандритом. Он начал строить новую церковь. Самый существенный финансовый вклад в ее строительство внесла Россия, а привез русские деньги архимандрит Димитрие Перазич, которого черногорский митрополит Петр I Петрович Негош рукоположил в иеромонахи.
Димитрие собирал по Черногории и Далмации милостыню и на эти средства постепенно реставрировал монастырь. Позднее он долгое время провел в России, где у российского Синода выхлопотал помощь монастырю Режевичи в размере 1500 дукатов. На эти деньги в 1839 г. была возведена колокольня церкви Св. Троицы. С помощью этих же средств закончено строительство нового монастырского странноприимного дома. Перазичу удалось также получить от русского царя Александра I постоянную помощь в размере 35 рублей в год, которая поступала до 1907 г.
Этот человек, так много сделавший для монастыря Режевичи, вернулся из России в 1851 г., а в 1854 г. был произведен в архимандриты. До конца своей жизни он непрестанно и самоотверженно трудился над реставрацией и умножением культурного богатства монастыря. Его заслугой является и построенное в 1851 г. здание школы в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре Режевичи можно увидеть исключительно ценные образцы фресковой живописи и иконописи. Остатки фресок сохранились на части северо-западной стены церкви Св. Стефана. После того как сам храм был снесен, эта стена стала частью монастырского странноприимного дома. Сохранились фрески и в интерьере церкви Успения Богородицы. Предположительно, они принадлежат кисти попа Страхини из Будимля (примерно 1548–1632 гг.)
В монастыре хранится также икона Пресвятой Богородицы 1693 г., Четвероевангелие 1835 г., большой крест для литии 1850 г., дарохранительница середины XIX в. и многие другие сакральные реликвии. Благодаря своей богатой истории и сохранившимся культурным и религиозным ценностям, монастырский комплекс Режевичи внесен в список культурно-исторических памятников Черногории и находится под охраной государства.
Источник
О происхождении названия этого монастыря существует несколько гипотез. Одни говорят, что река Режевич, село Режевичи и одноименный монастырь получили свое название от племени Режевич, одного из двенадцати племен, которые населяли Паштровичи около VIII в.
В народе название Режевич связано с легендой о трех братьях, которые в давние времена пришли в эти края. Два брата поселились около местной реки Режевич, а третий отправился в те места, которые сегодня называются Катун. Братья решили разделить свои владения и установить границу. Согласно этой легенде, по названию реки стала называться вся эта территория, а потом и племя, ее населяющее.
Однако существует еще мнение, что название Режевич происходит от характерного для этого края северного ветра, который если уж начнет дуть, то прямо «режет».
В комплексе монастыря Режевичи находятся три небольшие церкви: Успения Пресвятой Богородицы, Святого архидьякона Стефана и церковь Святой Троицы. Происхождение одной из церквей связывают с временами правления династии Неманьичей. Здесь проходила дорога, возле которой находилась гостиница. У дороги был установлен столб, на котором Паштровичи каждый день оставляли кувшин вина для случайных прохожих. Предание гласит, что из этого кувшина пил сам король Стефан Первовенчанный, когда проходил через Паштровичи в 1226 г., собираясь посетить своего родича, млетского дожа Риги Дандоли. Осталось поверье, что, отдохнув и подкрепившись вином, Стефан Первовенчанный решил построить здесь храм Успения Богородицы.
Позднее, в 1351 г., во время своего путешествия из Дубровника в Скадар, царь Душан приказал рядом с церковью Успения Богородицы построить другую, посвященную Святому Стефану. Обе эти церкви за время своего существования часто становились жертвами вандализма со стороны врагов, которые нападали на этот край, жгли и грабили, из-за чего исконные обитатели на долгое время покинули Паштровичи.
В 1785 г. сильно пострадала церковь Св. Стефана, стены которой были расписаны фресками редкой ценности. Остатки старого храма решили снести, чтобы поблизости построить новую, посвященную Св. Троице. При этом была уничтожена и большая часть живописи, а также надпись, свидетельствующая о том, что царь Душан был ктитором (т.е. жертвователем) этой церкви. Легенда гласит, что рабочие, сносившие церковь Св. Стефана, часто заболевали, а после окончания этой работы не прожили и года.
Позднее в монастырь прибыл игумен Максим Косеревац. С помощью верующих он отреставрировал церкви, а также построил рядом с ними небольшие кельи. Тогда же он принес в дар монастырю драгоценный крест, который привез из монастыря Косеревац. К сожалению, крест пропал из монастыря во время Второй мировой войны.
Работы по реставрации монастыря Режевичи продолжил ученик Максима Косереваца Никодим Вукович, ставший позднее архимандритом. Он начал строить новую церковь. Самый существенный финансовый вклад в ее строительство внесла Россия, а привез русские деньги архимандрит Димитрие Перазич, которого черногорский митрополит Петр I Петрович Негош рукоположил в иеромонахи.
Димитрие собирал по Черногории и Далмации милостыню и на эти средства постепенно реставрировал монастырь. Позднее он долгое время провел в России, где у российского Синода выхлопотал помощь монастырю Режевичи в размере 1500 дукатов. На эти деньги в 1839 г. была возведена колокольня церкви Св. Троицы. С помощью этих же средств закончено строительство нового монастырского странноприимного дома. Перазичу удалось также получить от русского царя Александра I постоянную помощь в размере 35 рублей в год, которая поступала до 1907 г.
Этот человек, так много сделавший для монастыря Режевичи, вернулся из России в 1851 г., а в 1854 г. был произведен в архимандриты. До конца своей жизни он непрестанно и самоотверженно трудился над реставрацией и умножением культурного богатства монастыря. Его заслугой является и построенное в 1851 г. здание школы в непосредственной близости от монастырского комплекса.
В монастыре Режевичи можно увидеть исключительно ценные образцы фресковой живописи и иконописи. Остатки фресок сохранились на части северо-западной стены церкви Св. Стефана. После того как сам храм был снесен, эта стена стала частью монастырского странноприимного дома. Сохранились фрески и в интерьере церкви Успения Богородицы. Предположительно, они принадлежат кисти попа Страхини из Будимля (примерно 1548–1632 гг.)
В монастыре хранится также икона Пресвятой Богородицы 1693 г., Четвероевангелие 1835 г., большой крест для литии 1850 г., дарохранительница середины XIX в. и многие другие сакральные реликвии. Благодаря своей богатой истории и сохранившимся культурным и религиозным ценностям, монастырский комплекс Режевичи внесен в список культурно-исторических памятников Черногории и находится под охраной государства.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий