Первый кинофильм о Черногории появился спустя всего лишь год после
рождения кинематографа. Кинооператор Анри ле Лийер снял в октябре 1896
г. приезд в Рим черногорского князя Николы по случаю свадьбы его дочери с
итальянским престолонаследником. Эти кадры вошли в фильм братьев Люмьер
Matrimonio dei principi di Napoli а Roma, который был показан в Риме в
начале 1897 г. Иностранцы сняли и первые фильмы в самой Черногории и о
Черногории. В 1902 г. в Черногории были организованы первые демонстрации
фильмов.
По случаю провозглашения Черногории королевством в 1910 г. в Цетине приехали кинооператоры из Рима, Вены, Будапешта и Сплита. Кроме самих торжеств они сняли и ряд картин о Черногории. Все эти фильмы были показаны и в Цетине в основном в выпусках киножурналов «Патэ» и «Гомон».
Во время первой Балканской войны в 1912 г. несколько иностранных кинокомпаний снимали сцены о сражениях и победах черногорских войск, особенно об осаде и падении Скадара. На основании снятого тогда кинематографического материала многие европейские кинокомпании создали несколько киножурналов об этой черногорско-турецкой войне.
Подобная ситуация имела место и во время Первой мировой войны. Иностранные кинокомпании снимали военные события в Черногории, а братья Патэ продолжали снимать и после капитуляции Черногории, во Франции, где сняли ряд фильмов о пребывании там короля Николы и других черногорских эмигрантов.
Во время австро-венгерской оккупации с начала 1916 г. до конца 1918 г. несколько венских кинематографистов снимали в Черногории наряду с военными репортажами и другие виды документального фильма, преимущественно о красотах Черногории, о ее людях и достопримечательностях.
В той части Черногории, которая была до 1918 г. оккупирована Австро-Венгрией, кинофильмы демонстрировали различные передвижные киногруппы, часто посещая и свободную часть Черногории.
Первый постоянный кинотеатр был открыт в Цетине в 1908 г. До 1914 г. были открыты и кинотеатры в Которе и Никшиче. Их репертуар состоял из киножурналов, документальных и художественных фильмов европейской кинематографии.
Первый художественный полнометражный фильм на тему из черногорской жизни «Воскресения не бывает без смерти» был снят в сотрудничестве с итальянскими кинематографистами. Автором сценария и вдохновителем этого фильма был Владимир Попович, ставший, таким образом, первым черногорским кинодеятелем.
В 1928 г. киностудия «Дефа-фильм» из Берлина сняла в Черногории художественный фильм на тему кровной мести «Закон черных гор». В работе над этим фильмом участвовал и Марко Драгович, который после обучения в Берлине стал первым черногорским режиссером.
Некоторые отечественные, но больше всего иностранные кинематографисты, в основном немецкие, снимали в Черногории многие кинорепортажи об актуальных событиях и несколько культурно-познавательных фильмов о черногорских народных обычаях и природных красотах Черногории. Между ними выделяется полнометражный документальный фильм о Дурмиторе 1930 г. – производство одного загребского туристического клуба. В середине 1932 г. в Черногории был снят немецко-югославский приключенческий фильм «Фантом Дурмитора».
В 1940 г. на территории современной Черногории было десять частных кинотеатров.
В черногорских журналах и газетах уже тогда появились критические статьи о фильмах, репортажи со съемок, некоторые оригинальные или переводные статьи по теории и практике кинематографии.
Во время фашистской оккупации Черногории итальянские кинооператоры снимали ряд событий и многие черногорские области и населенные пункты. В августе 1944 г. два советских кинооператора с парашютами спустились в освобожденный Колашин и сняли на камеры большое количество военных документов о Черногории до ее освобождения 1 января 1945 г.
После Второй мировой войны первые фильмы на черногорскую тематику были сняты кинокомпаниями из других югославских республик.
Первым таким фильмом стал документальный фильм 1947 г. о Негоше, сценарий которого написал известный черногорский писатель Михаил Лалич. Это один из семи документальных фильмов о Негоше отечественного и иностранного производства.
С 1945 по 1947 г., когда была создана Организация по распределению фильмов, особые комиссии, отделения и редакции организовали сеть кинотеатров и распределяли по ней фильмы. Затем в марте 1949 г. в Цетине появилась киностудия «Ловчен-фильм» – компания по производству фильмов, которая позже получила и собственную техническую базу. В мае 1951 г. «Ловчен-фильм» выпускает первый черногорский фильм собственного производства – документальный репортаж о слете физкультурников, а в октябре 1955 г. снимает и первый полнометражный фильм черногорской профессиональной кинематографии о царе-самозванце Степане Малом (режиссер Велимир Стоянович).
От своего первого фильма в 1951 г. и до 1965 г., когда она перестала существовать, студия «Ловчен-фильм» провела большую работу по производству документальных, а позже и художественных фильмов. Некоторые из этих фильмов были награждены на отечественных и международных фестивалях, став достижением югославской кинематографии. В первую очередь это некоторые фильмы режиссера В. Стояновича («Негош», 1951 г., «Мертвый город», 1952 г., «Вплетенные струи», 1954 г., трилогия «За жизнь», 1953 г. (первый югославский экспериментальный фильм); затем фильмы В. Булаича «Камень и море», 1953 г.; В. Бастача – «Маленький поезд», 1959 г., «Деревня Тиянье», 1960 г., «Пересохший источник», 1962 г.; 3. Велимировича – «Граховский факел», 1958 г.; Н. Йовичевича «Кок, ну и кок», 1961 г. и др.
Большим успехом черногорской кинематографии явились художественные фильмы В. Стояновича «Злые деньги», 1956 г.; 3. Велимировича «День четырнадцатый», 1960 г.; «Не трогай счастье», 1961 г., М. Джукановича и др. Из фильмов совместного производства с иностранными партнерами выделяются: «Капо» Д. Понтекорво, 1960 г. и «Не убей» К. Отан-Ларе, 1961 г.
За время своего существования киностудия «Ловчен-фильм» выпустила 119 документальных и короткометражных и 15 полнометражных художественных фильмов всех жанров.
С 1966 г., когда была основана киностудия в Титограде как наследница «Ловчен-фильма», по 1979 г., т.е. до своего закрытия, она произвела 42 короткометражных художественных и документальных фильмов, а полнометражные художественные фильмы снимала лишь с участием местных и иностранных кинофирм. Среди фильмов, созданных совместно с отечественными кинокомпаниями, можно отметить «Дервиш и смерть» 3. Велимировича (1974 г.) и «Бестии» Ж. Николича (1978 г.), а совместно с иностранными (советскими) партнерами – фильм «Проверено, мин нет» И. Лисенко (1965 г.) и Ж. Велимировича и Р. Шарановича «Свадьба» (1974 г.).
В настоящее время единственной организацией по производству и прокату фильмов в Черногории является «Зета-фильм», которая в этом году совместно с телевидением Подгорицы реализовала крупный кино- и телевизионный проект о восстании 13 июля 1941 г.
Уже несколько лет из лучших художественных школ выходят черногорские режиссеры, драматурги, сценаристы, кинооператоры, монтажисты, актеры и организаторы. В то же время развилась и высококачественная кинокритика и теория. Своим творчеством в послевоенный период выделяются режиссеры: В. Стоянович (1922–1959), В. Бастач, В. Булаич, 3. Велимирович, Д. Вукотич, В. Гилич, П. Голбович, М. Джуронович, Н. Йовичевич, Ж. Николич, Р. Шаранович, К. Шканата и др.; сценаристы: С. Булаич, М. Ковач, В. Пекич, В. Шчепанович и др. Следовало бы также упомянуть нескольких кинооператоров и многих киноактеров.
В 1976 г. Черногория имела 31 кинотеатр с 10 759 местами и 12 447 киносеансами отечественных и иностранных фильмов, что представляет 3 710 посещений кинотеатра на тысячу жителей. Сегодня в Черногории проводятся многочисленные кинофестивали, например, май – время проведения международного телевизионного фестиваля в Баре, в Будве в разгар летнего сезона собирает любителей кинофестиваль «Синемания», а в августе проходит кинофестиваль в Герцег-Нови, который привлекает множество гостей и туристов со всего мира. Любителей югославского кино порадует октябрь, когда проходит фестиваль картин черногорских и сербских режиссеров.
Случайно или нет, но первый проект Посольства Черногории в РФ был связан именно с кино. Кинематограф – это очень мощный вид коммуникации. Он, как лакмусовая бумага, безошибочно определяет и показывает время, в котором мы живем. Именно поэтому наше посольство приняло активное участие в организации Дней российского кино в Черногории.
С 18 по 24 октября 2008 г. впервые в истории Черногории прошла Неделя российского кино с показом современных игровых, анимационных и документальных фильмов в кинотеатрах Цетине (древняя столица Черногории), Котора и Белополья. Помимо кинопоказов состоялись первые встречи в неформальной обстановке, налаживались рабочие связи.
А с 21 по 25 марта 2009 г. в Москве в Доме кино СК России компания «Свой Почерк», фирма «Жар-птица», Посольство Черногории в Российской Федерации, Союз кинематографистов Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Черногории, Министерства культуры Российской Федерации, Союза работников кино Черногории провели Дни черногорского кино в Москве.
В течение пяти дней в залах Дома кино СК России черногорские кинематографисты представляли свои художественные фильмы, специально отобранные для Дней черногорского кино.
Судьбы российского и черногорского кино очень похожи. Их можно определить одной фразой: «до…и после». Вместо многоточия можно написать много разного: застой, кризис – экономический и духовный, война, но тем не менее суть остается. В ближайшее будущее Россия и Черногория отметят 300-летие дипломатических связей. Душевное тепло и расположение наших стран друг к другу известны, а в наши дни политические, экономические, общественные и культурные связи поднялись на более высокий уровень.
Источник
По случаю провозглашения Черногории королевством в 1910 г. в Цетине приехали кинооператоры из Рима, Вены, Будапешта и Сплита. Кроме самих торжеств они сняли и ряд картин о Черногории. Все эти фильмы были показаны и в Цетине в основном в выпусках киножурналов «Патэ» и «Гомон».
Во время первой Балканской войны в 1912 г. несколько иностранных кинокомпаний снимали сцены о сражениях и победах черногорских войск, особенно об осаде и падении Скадара. На основании снятого тогда кинематографического материала многие европейские кинокомпании создали несколько киножурналов об этой черногорско-турецкой войне.
Подобная ситуация имела место и во время Первой мировой войны. Иностранные кинокомпании снимали военные события в Черногории, а братья Патэ продолжали снимать и после капитуляции Черногории, во Франции, где сняли ряд фильмов о пребывании там короля Николы и других черногорских эмигрантов.
Во время австро-венгерской оккупации с начала 1916 г. до конца 1918 г. несколько венских кинематографистов снимали в Черногории наряду с военными репортажами и другие виды документального фильма, преимущественно о красотах Черногории, о ее людях и достопримечательностях.
В той части Черногории, которая была до 1918 г. оккупирована Австро-Венгрией, кинофильмы демонстрировали различные передвижные киногруппы, часто посещая и свободную часть Черногории.
Первый постоянный кинотеатр был открыт в Цетине в 1908 г. До 1914 г. были открыты и кинотеатры в Которе и Никшиче. Их репертуар состоял из киножурналов, документальных и художественных фильмов европейской кинематографии.
Первый художественный полнометражный фильм на тему из черногорской жизни «Воскресения не бывает без смерти» был снят в сотрудничестве с итальянскими кинематографистами. Автором сценария и вдохновителем этого фильма был Владимир Попович, ставший, таким образом, первым черногорским кинодеятелем.
В 1928 г. киностудия «Дефа-фильм» из Берлина сняла в Черногории художественный фильм на тему кровной мести «Закон черных гор». В работе над этим фильмом участвовал и Марко Драгович, который после обучения в Берлине стал первым черногорским режиссером.
Некоторые отечественные, но больше всего иностранные кинематографисты, в основном немецкие, снимали в Черногории многие кинорепортажи об актуальных событиях и несколько культурно-познавательных фильмов о черногорских народных обычаях и природных красотах Черногории. Между ними выделяется полнометражный документальный фильм о Дурмиторе 1930 г. – производство одного загребского туристического клуба. В середине 1932 г. в Черногории был снят немецко-югославский приключенческий фильм «Фантом Дурмитора».
В 1940 г. на территории современной Черногории было десять частных кинотеатров.
В черногорских журналах и газетах уже тогда появились критические статьи о фильмах, репортажи со съемок, некоторые оригинальные или переводные статьи по теории и практике кинематографии.
Во время фашистской оккупации Черногории итальянские кинооператоры снимали ряд событий и многие черногорские области и населенные пункты. В августе 1944 г. два советских кинооператора с парашютами спустились в освобожденный Колашин и сняли на камеры большое количество военных документов о Черногории до ее освобождения 1 января 1945 г.
После Второй мировой войны первые фильмы на черногорскую тематику были сняты кинокомпаниями из других югославских республик.
Первым таким фильмом стал документальный фильм 1947 г. о Негоше, сценарий которого написал известный черногорский писатель Михаил Лалич. Это один из семи документальных фильмов о Негоше отечественного и иностранного производства.
С 1945 по 1947 г., когда была создана Организация по распределению фильмов, особые комиссии, отделения и редакции организовали сеть кинотеатров и распределяли по ней фильмы. Затем в марте 1949 г. в Цетине появилась киностудия «Ловчен-фильм» – компания по производству фильмов, которая позже получила и собственную техническую базу. В мае 1951 г. «Ловчен-фильм» выпускает первый черногорский фильм собственного производства – документальный репортаж о слете физкультурников, а в октябре 1955 г. снимает и первый полнометражный фильм черногорской профессиональной кинематографии о царе-самозванце Степане Малом (режиссер Велимир Стоянович).
От своего первого фильма в 1951 г. и до 1965 г., когда она перестала существовать, студия «Ловчен-фильм» провела большую работу по производству документальных, а позже и художественных фильмов. Некоторые из этих фильмов были награждены на отечественных и международных фестивалях, став достижением югославской кинематографии. В первую очередь это некоторые фильмы режиссера В. Стояновича («Негош», 1951 г., «Мертвый город», 1952 г., «Вплетенные струи», 1954 г., трилогия «За жизнь», 1953 г. (первый югославский экспериментальный фильм); затем фильмы В. Булаича «Камень и море», 1953 г.; В. Бастача – «Маленький поезд», 1959 г., «Деревня Тиянье», 1960 г., «Пересохший источник», 1962 г.; 3. Велимировича – «Граховский факел», 1958 г.; Н. Йовичевича «Кок, ну и кок», 1961 г. и др.
Большим успехом черногорской кинематографии явились художественные фильмы В. Стояновича «Злые деньги», 1956 г.; 3. Велимировича «День четырнадцатый», 1960 г.; «Не трогай счастье», 1961 г., М. Джукановича и др. Из фильмов совместного производства с иностранными партнерами выделяются: «Капо» Д. Понтекорво, 1960 г. и «Не убей» К. Отан-Ларе, 1961 г.
За время своего существования киностудия «Ловчен-фильм» выпустила 119 документальных и короткометражных и 15 полнометражных художественных фильмов всех жанров.
С 1966 г., когда была основана киностудия в Титограде как наследница «Ловчен-фильма», по 1979 г., т.е. до своего закрытия, она произвела 42 короткометражных художественных и документальных фильмов, а полнометражные художественные фильмы снимала лишь с участием местных и иностранных кинофирм. Среди фильмов, созданных совместно с отечественными кинокомпаниями, можно отметить «Дервиш и смерть» 3. Велимировича (1974 г.) и «Бестии» Ж. Николича (1978 г.), а совместно с иностранными (советскими) партнерами – фильм «Проверено, мин нет» И. Лисенко (1965 г.) и Ж. Велимировича и Р. Шарановича «Свадьба» (1974 г.).
В настоящее время единственной организацией по производству и прокату фильмов в Черногории является «Зета-фильм», которая в этом году совместно с телевидением Подгорицы реализовала крупный кино- и телевизионный проект о восстании 13 июля 1941 г.
Уже несколько лет из лучших художественных школ выходят черногорские режиссеры, драматурги, сценаристы, кинооператоры, монтажисты, актеры и организаторы. В то же время развилась и высококачественная кинокритика и теория. Своим творчеством в послевоенный период выделяются режиссеры: В. Стоянович (1922–1959), В. Бастач, В. Булаич, 3. Велимирович, Д. Вукотич, В. Гилич, П. Голбович, М. Джуронович, Н. Йовичевич, Ж. Николич, Р. Шаранович, К. Шканата и др.; сценаристы: С. Булаич, М. Ковач, В. Пекич, В. Шчепанович и др. Следовало бы также упомянуть нескольких кинооператоров и многих киноактеров.
В 1976 г. Черногория имела 31 кинотеатр с 10 759 местами и 12 447 киносеансами отечественных и иностранных фильмов, что представляет 3 710 посещений кинотеатра на тысячу жителей. Сегодня в Черногории проводятся многочисленные кинофестивали, например, май – время проведения международного телевизионного фестиваля в Баре, в Будве в разгар летнего сезона собирает любителей кинофестиваль «Синемания», а в августе проходит кинофестиваль в Герцег-Нови, который привлекает множество гостей и туристов со всего мира. Любителей югославского кино порадует октябрь, когда проходит фестиваль картин черногорских и сербских режиссеров.
Случайно или нет, но первый проект Посольства Черногории в РФ был связан именно с кино. Кинематограф – это очень мощный вид коммуникации. Он, как лакмусовая бумага, безошибочно определяет и показывает время, в котором мы живем. Именно поэтому наше посольство приняло активное участие в организации Дней российского кино в Черногории.
С 18 по 24 октября 2008 г. впервые в истории Черногории прошла Неделя российского кино с показом современных игровых, анимационных и документальных фильмов в кинотеатрах Цетине (древняя столица Черногории), Котора и Белополья. Помимо кинопоказов состоялись первые встречи в неформальной обстановке, налаживались рабочие связи.
А с 21 по 25 марта 2009 г. в Москве в Доме кино СК России компания «Свой Почерк», фирма «Жар-птица», Посольство Черногории в Российской Федерации, Союз кинематографистов Российской Федерации при поддержке Министерства культуры Черногории, Министерства культуры Российской Федерации, Союза работников кино Черногории провели Дни черногорского кино в Москве.
В течение пяти дней в залах Дома кино СК России черногорские кинематографисты представляли свои художественные фильмы, специально отобранные для Дней черногорского кино.
Судьбы российского и черногорского кино очень похожи. Их можно определить одной фразой: «до…и после». Вместо многоточия можно написать много разного: застой, кризис – экономический и духовный, война, но тем не менее суть остается. В ближайшее будущее Россия и Черногория отметят 300-летие дипломатических связей. Душевное тепло и расположение наших стран друг к другу известны, а в наши дни политические, экономические, общественные и культурные связи поднялись на более высокий уровень.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий