вторник, 3 декабря 2013 г.

Музей на дне моря

   Недавно ныряльщики из исследовательского центра Marina в Герцег-Нови вместе со своими коллегами из Белграда во главе с инструкторами Драганом Гачевичем, Тончи Фрланом и Каролем Ковачем организовали экспедицию и обнаружили на дне моря, у Платамуна, обломки итальянского корабля Karlota, затонувшего в 1942 г. Останки кораблекрушения лежат на глубине 72 м, форштевень обращен в сторону Бара, и на нем видны значительные повреждения. Из-за глубины и сильного течения исследование внутренней части корабля отложено до того времени, когда условия станут более благоприятными. 
   Корабль Karlota был построен в далеком 1914 г. в Шотландии. Его длина составляет 60,69 м, ширина – 8,87 м. Сначала это был пароход, но в 1937 г. его оснастили мотором на дизельном топливе. Как и большинство кораблей, Karlota часто меняла владельцев. Корабль ходил по маршруту Бар – Дубровник. 19 июня 1942 г. он подорвался на мине и затонул всего за 13 минут!

   Эти точные данные взяты из книги, посвященной пропавшим во время Второй мировой войны итальянским торговым кораблям. Ее подарил ныряльщикам из Герцег-Нови инструктор и тренер международной ассоциации ныряльщиков Чезаре Бальди, который уже долгое время занимается поисками этих кораблей. Некоторые из них уже найдены на дне Боко-Которского залива.

   После нового открытия вновь активизировались разговоры о составлении подводной карты залива, о возможности использования и законной защите черногорских подводных богатств. Известный инструктор по погружениям под воду Драган Гачевич рассказывает: «Для создания нашего путеводителя для ныряльщиков нужно обработать еще некоторые точки, где были обнаружены затонувшие корабли. В этом путеводителе найдутся самые интересные места для погружений под воду в Черногории с детальными описаниями и GPS-координатами. Надеюсь, что этот проект будет способствовать развитию дайвинг-туризма, который у нас, честно говоря, еще отстает от соседних государств».

   Драган Гачевич, ныряльщик с 33-летним стажем, рассказал, что, несмотря на определенные трудности, черногорский путеводитель для дайверов находится в стадии подготовки и должен быть опубликован уже к Новому году. Путеводитель будет составлен по примеру аналогичных европейских изданий.

   Но это только часть подводных исследований. И хотя зима уже на пороге, следует напомнить о длительном пребывании в Боко-Которском заливе американского корабля Herkules, одного из самых современных в мире судов, предназначенных для исследования дна моря. Этот значительный проект был совместно реализован американским фондом RPM Nautical из Флориды, Региональным центром по обучению ныряльщиков из Биелы и которским Региональным бюро защиты памятников культуры благодаря финансированию частного американского фонда, который тратил на эти цели в среднем по 25 тыс. долларов в день.

   Первоначальной целью Herkules были поиски всего, что лежит на дне залива. Было обнаружено несколько новых мест, где находятся останки затонувших кораблей, а также упавших самолетов, которые в последнее время подвергаются опасности уничтожения – слишком много вандалов спускается под воду, чтобы разграбить эти находки.

   Но помимо прочего, эта миссия смогла обнаружить ряд значительных гидроархеологических мест в прибрежной полосе Черногории, установить местонахождение двух древнеримских грузовых кораблей и разгадать остававшуюся почти сотню лет нераскрытой тайну местонахождения немецкой подводной лодки U-72, затонувшей во время Первой мировой войны.

   Начальник экспедиции Herkules археолог Джеф Ройял считает, что проведенные в черногорских территориальных водах исследования являются только началом долгосрочного проекта по созданию карты черногорского морского дна с обозначением всех ценных в археологическом плане мест.

   «Эти новые открытия нуждаются сейчас как в юридической, так и в физической защите. Юридическая защита предусматривает принятие решение о так называемой предварительной защите, пока не будут оформлены все документы и все обнаруженные ценности не будут признаны памятниками культуры. Физическая защита означает, что следует привлечь все ресурсы государственных организаций и создать специальные службы, для того чтобы эти находки защитить в буквальном смысле», – считает Ружица Иванович, директор которского Регионального бюро по защите памятников культуры. По ее мнению, вокруг этих мест следовало бы создать ограждения, как это принято во всем мире.

   В мире все, что относится к подводной деятельности, строго отрегулировано. Некоторые места, где находятся затонувшие корабли, отдаются под концессию центрам дайвинга, в обязанности которых входит их охрана, содержание и организация экскурсий для туристов-дайверов. «А для того, чтобы защитить что-либо на дне моря, мы должны прежде всего знать, что там есть. И мы над этим усиленно работаем», – говорит Драган Гачевич. Все находки, подчеркивает Гачевич, обязательно регистрируются, а основные очень подробные данные с фотографиями регулярно публикуются на сайте www.dcmarina.com.

   На вопрос о возможных «непрошенных гостях» он ответил, что сейчас трудно кому-либо запретить нырять с собственным оборудованием. И добавил, что еще пять-шесть лет назад Союз ныряльщиков Черногории предупреждал о возможности разграбления культурных ценностей на дне моря. Летом можно было буквально пальцем показать на незарегистрированные группы дайверов, которые орудовали в бухтах, добывали ценные экспонаты для своих частных коллекций.

   «Если мы признаем, что туристический продукт является нашим главным приоритетом и дает известные перспективы, тогда дайвинг позволит получить значительный доход. Центр по обучению ныряльщиков всегда открыт для студентов археологии и биологии, особенно для тех, кто учится на последнем курсе. Они бесплатно обучаются дайвингу. К сожалению, интерес пока невелик, а в нашем государстве еще нет ни одного археолога-ныряльщика. Я считаю, что такой проект по обучению молодых специалистов должны инициировать соответствующие отделы Министерства культуры и Бюро по защите памятников. И мы должны вместе проявить инициативу по созданию центра подводных археологических исследований с офисом в Которе», – предлагает Веселин Мияйлович, руководитель Регионального центра дайвинга в Биеле. Опытный дайвер напомнил о многочисленных затонувших кораблях, лежащих у черногорских берегов: Cetinjе, еще один объект в районе Рисаня, две подводные лодки и галеон около Росе, корабль Tifani на выходе из Боко-Которского залива и другие.

   У мыса Кобила покоится турецкий галеон XVI в. Он лежит на глубине 32 м, на нем можно видеть два больших якоря и несколько пушек. Недалеко от пляжа «Добреч» и острова Мамула на глубине 40 м затонул австро-венгерский торговый корабль Tifani. Он потерпел крушение в 1917 г., когда из-за плохой навигации налетел на скалы у мыса Арза. А у самых «ворот» Боки Которской покоятся и останки патрульного корабля Golešnica, принадлежавшего Югославскому военному флоту и участвовавшего в двух мировых войнах.

   Список затонувших кораблей и самолетов, которые оказались здесь, на дне моря, можно продолжить. Самыми интересными и крупными в заливе считаются обломки австро-венгерского торпедного крейсера Kaiser Franz Joseph I. Он затонул во время страшной бури в октябре 1919 г. недалеко от бухты Ципавица, также у входа в Боку, на глубине от 28 до 42 м. Сейчас останки крушения находятся в территориальных водах соседней Хорватии, и для того, чтобы дайверы могли осмотреть этот военный корабль длиной около 100 м и весом около 4 тыс. тонн с двадцатью пушками разного калибра, надо сначала договориться с администрацией о получении различных разрешений и согласований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий