Свое название Бадни дан, отмечаемый шестого января, накануне Рождества,
получил в честь рождественского полена (бадняка), которое по древней
традиции в этот день сжигают в печи. У черногорцев Бадни дан, как и само
Рождество, считается одним из величайших праздников и его отмечают во
всех православных семьях. По преданию, бадняк символизирует дерево,
которое пастухи принесли Иосифу и Марии, чтобы они могли развести огонь и
обогреть пещеру, в которой родился Иисус.
Обычаи, связанные с празднованием Бадни дана, старинные, и сегодня многие из них утрачены, но некоторые соблюдаются и по сей день. Один из них – добыча бадняка. Рано утром, на рассвете, хозяин дома (один или со своим сыном) идет в лес, чтобы срубить бадняк и принести его домой. Обычно выбирают дубовое полено. Те, кто живет далеко от леса или в городах, свои бадняки могут купить на рынке. Но вернемся к тем, кто хочет лично срубить свое «святое дерево». Бадняк разрубают на столько частей, сколько мужчин в доме, и еще одна часть предназначается для так называемого малого Рождества (Мали Божић). Придя домой, хозяин прислоняет его к стене дома. У черногорцев принято бадняк окропить кровью, т.е. заколоть на нем скот или птицу, которые они собираются приготовить для рождественского стола. Те, кто живет в городских квартирах, свой бадняк прислоняют к стене рядом с входной дверью.
Важно отметить, что в этот день в Черногории должно быть все приготовлено к праздничному ужину и завтрашнему Рождеству, поэтому в Бадни дан на улицах много женщин, которые закупают продукты для постного ужина. Также не принято в этот день отдавать что-либо из дома или брать у других взаймы.
Трапеза состоит из разнообразных постных блюд, в которых почетное место занимают разные сорта рыбы и пончики. Говорят, что ужин должен быть обильным и включать много разных кушаний и напитков, чтобы наступаюший год был плодородным и изобильным.
Когда хозяйки готовят ужин, в дом приносят солому, которая символизирует ясли, в которых был рожден Иисус Христос. Все женщины и девушки стоят с зажженными свечами перед входом и ждут, когда войдут хозяин и остальные мужчины и внесут бадняки. Перед дверями хозяин дома говорит: «О, хозяин!» Из дома хозяйка отвечает: «Вот он, вот он!» Хозяин приветствует: «Добрый вечер и счастливый Бадни вечер!» Из дома отвечают: «И вам во всем счастья и успехов!», а затем осыпают мужчин житом.
Бадняки сразу же несут к очагу и укладывают крест-накрест. Тогда хозяин берет понемногу от всех блюд, которые приготовлены на ужин, и кладет на бадняк со словами: «Здоровья вам, бадняки-весельчаки! Я вам хлеба и вина, а вы нам здоровья, счастья и всяческих успехов!» Затем окропляет бадняк вином, а если нет вина, можно и ракией.
Интересно, что обычай сжигать бадняки в огне очень старинный, он упоминается в письменных источниках еще в 1272 г. В одном документе написано, что в Бадни вечер судовладельцы из Дубровника приносили князю «пањ-цепонем» (рождественский пень) и клали его в огонь, а в XVII в. было отмечено, что и в Истрии существовал обычай одаривать бадняк едой с последующим его сжиганием.
После того как бадняк загорится, члены семьи молятся богу и садятся за праздничный стол. Эти обычаи и сейчас соблюдаются в черногорских селах. Даже ночью следят, когда бадняк прогорит. Тому, кто первым это заметит, полагается награда от хозяина, а сам этот момент хозяин отмечает ружейным выстрелом.
Сегодня в черногорских городах в Бадни дан вы можете увидеть множество людей, стоящих перед церквями и жгущих бадняки. В некоторых городах это происходит во второй половине дня, около 16 часов, в других – вечером, около 20 часов.
Каждый мужчина в доме должен принести свой бадняк, положить его в очаг и помолиться за здоровье и счастье своих домашних. А затем подают пончики и мед, рыбу и вино. Все весело встречают завтрашний, самый радостный для христиан день – Рождество.
Источник
Обычаи, связанные с празднованием Бадни дана, старинные, и сегодня многие из них утрачены, но некоторые соблюдаются и по сей день. Один из них – добыча бадняка. Рано утром, на рассвете, хозяин дома (один или со своим сыном) идет в лес, чтобы срубить бадняк и принести его домой. Обычно выбирают дубовое полено. Те, кто живет далеко от леса или в городах, свои бадняки могут купить на рынке. Но вернемся к тем, кто хочет лично срубить свое «святое дерево». Бадняк разрубают на столько частей, сколько мужчин в доме, и еще одна часть предназначается для так называемого малого Рождества (Мали Божић). Придя домой, хозяин прислоняет его к стене дома. У черногорцев принято бадняк окропить кровью, т.е. заколоть на нем скот или птицу, которые они собираются приготовить для рождественского стола. Те, кто живет в городских квартирах, свой бадняк прислоняют к стене рядом с входной дверью.
Важно отметить, что в этот день в Черногории должно быть все приготовлено к праздничному ужину и завтрашнему Рождеству, поэтому в Бадни дан на улицах много женщин, которые закупают продукты для постного ужина. Также не принято в этот день отдавать что-либо из дома или брать у других взаймы.
Трапеза состоит из разнообразных постных блюд, в которых почетное место занимают разные сорта рыбы и пончики. Говорят, что ужин должен быть обильным и включать много разных кушаний и напитков, чтобы наступаюший год был плодородным и изобильным.
Когда хозяйки готовят ужин, в дом приносят солому, которая символизирует ясли, в которых был рожден Иисус Христос. Все женщины и девушки стоят с зажженными свечами перед входом и ждут, когда войдут хозяин и остальные мужчины и внесут бадняки. Перед дверями хозяин дома говорит: «О, хозяин!» Из дома хозяйка отвечает: «Вот он, вот он!» Хозяин приветствует: «Добрый вечер и счастливый Бадни вечер!» Из дома отвечают: «И вам во всем счастья и успехов!», а затем осыпают мужчин житом.
Бадняки сразу же несут к очагу и укладывают крест-накрест. Тогда хозяин берет понемногу от всех блюд, которые приготовлены на ужин, и кладет на бадняк со словами: «Здоровья вам, бадняки-весельчаки! Я вам хлеба и вина, а вы нам здоровья, счастья и всяческих успехов!» Затем окропляет бадняк вином, а если нет вина, можно и ракией.
Интересно, что обычай сжигать бадняки в огне очень старинный, он упоминается в письменных источниках еще в 1272 г. В одном документе написано, что в Бадни вечер судовладельцы из Дубровника приносили князю «пањ-цепонем» (рождественский пень) и клали его в огонь, а в XVII в. было отмечено, что и в Истрии существовал обычай одаривать бадняк едой с последующим его сжиганием.
После того как бадняк загорится, члены семьи молятся богу и садятся за праздничный стол. Эти обычаи и сейчас соблюдаются в черногорских селах. Даже ночью следят, когда бадняк прогорит. Тому, кто первым это заметит, полагается награда от хозяина, а сам этот момент хозяин отмечает ружейным выстрелом.
Сегодня в черногорских городах в Бадни дан вы можете увидеть множество людей, стоящих перед церквями и жгущих бадняки. В некоторых городах это происходит во второй половине дня, около 16 часов, в других – вечером, около 20 часов.
Каждый мужчина в доме должен принести свой бадняк, положить его в очаг и помолиться за здоровье и счастье своих домашних. А затем подают пончики и мед, рыбу и вино. Все весело встречают завтрашний, самый радостный для христиан день – Рождество.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий