четверг, 26 декабря 2013 г.

Приманка для дайверов

   Спустя почти полтора года поисков и догадок наконец раскрыта тайна самолета, затонувшего рядом с пляжем в Чане. Здесь, на глубине 54 м, находятся останки немецкого бомбардировщика Junkers Ju 88 времен Второй мировой войны, занесенные песком и ставшие прибежищем для десятков омаров. Международная группа водолазов, обнаружившая его в сентябре 2008 г., утверждает, что «юнкерс» уже сейчас относится к категории крупнейших достопримечательностей на дне моря в районе Бара, как и парусник XVII в., пещера Миковича и античная якорная стоянка у Биговича.

  
Ключ к загадке подобрали специалисты из Белграда, эксперты Музея воздухоплавания. Им удалось определить модель самолета на основании проведенных водолазами видеосъемок и сведений о размерах самолета. Junkers Ju 88 – это двухмоторный бомбардировщик, в котором работал экипаж из четырех человек.

  
Драгутин-Дашо Дурутович, известный адвокат и яхтсмен из Бара, был одним из членов группы, которая нашла самолет. По его воспоминаниям, на погружение их подвигли рассказы местных рыбаков о том, что у них «уже десятки лет за что-то цепляются сети».

  
Когда обнаружились развалины двухмоторного самолета, не было ясно, о каком типе воздушного судна идет речь. Сначала возникли предположения, что это английский бомбардировщик или итальянский самолет Savoia-Marchetti SM 79, затем на специализированных интернет-форумах обсуждались версии, что это может быть Luftwaffe Ju 88 или Messerschmitt ME110. Все сомнения развеялись после новой серии погружений в сентябре прошлого года, когда была сделана качественная видеосъемка.

  
«По сравнению с первыми погружениями в 2008 г., когда находка вызвала большой интерес, в сентябре прошлого года впечатления были совершенно другими. За этот год останки самолета стали выглядеть несколько по-другому, на них больше обрывков рыболовных сетей, один мотор слегка приподнят, но в целом все осталось в хорошем состоянии, там есть на что посмотреть. На обоих крыльях сохранились двигатели, средняя часть повреждена, и за нее зацепились сети. Оба крыла соединены с самолетом, хвостовая часть которого не видна под песком и илом», – рассказывает Дурутович.

  
В сентябре 2009 г. водолазы столкнулись с неожиданными трудностями. «Мы несколько раз пытались определить местонахождение самолета, но все попытки были неудачными из-за плохой погоды и ила. А кроме того, кто-то из рыбаков убрал знак, которым мы обозначили расположение самолета. Первого сентября мы наконец снова нашли то место, где находился самолет тогда еще неизвестной модели», – свидетельствуют они.

  
«Нам потребовалось время для проведения съемок, – продолжает Дурутович. – Мы спускались по веревкам несколькими группами с двух кораблей. Внизу мы измерили размеры самолета и сделали по-настоящему хорошие записи, на основании которых специалисты из Белграда смогли идентифицировать тип аппарата».

  
«Мы готовы показать, где находится самолет, государственным организациям, армии, полиции, а также туристам-дайверам, которые с помощью нашего центра смогли бы провести погружение. Но машина лежит на большой глубине, так что погружаться должны только очень опытные дайверы. Отдыхающим не стоит даже думать об осмотре самолета, т.к. глубина представляет для них реальную опасность. Я подчеркиваю, что в целях предосторожности мы не обозначили местонахождение самолета, т.к. браконьеры могли бы этим злоупотребить и разрушить и без того хрупкие останки»,– заключил Дурутович.

  
По словам опытного дайвера, видевшего много затонувших кораблей и самолетов в Средиземном и Красном морях, этот «юнкерс» может стать настоящей приманкой для ныряльщиков. У черногорских берегов из затонувших самолетов доступен только Spitfire на входе в Боко-Которский залив, но его обломки разбросаны по большой площади, тогда как Junkers сохранил корпус практически целым.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий