Принц Никола является сыном принца Михаило Петровича Негоша, родившегося в 1908 г.
Многие европейские королевские династии оказались в центре трагических
событий в первой половине – середине ХХ в. О некоторых пишут в учебниках
истории, существование других померкло на фоне более масштабных
свершений.О горькой судьбе прямого потомка черногорской королевской династии Петровичей – принца Михаило Петровича Негоша, родившегося в 1908 г., широкому кругу до недавних пор было мало что известно.
Интерес к его фигуре проснулся во многом благодаря активной деятельности его 56-летнего сына, прямого наследника династии Николы. Сейчас он проживает в Париже, имеет вполне гражданскую профессию архитектора и добивается от черногорских властей урегулирования статуса династии и восстановления имущественных прав. В минувшем году Никола неоднократно выступал с комментариями в СМИ, косвенным результатом чего стали публикации о фигуре его отца Михаило.
Оказалось, что его история в равной степени удивительная и трагическая, а принятые им в свое время мужественные решения отразились на судьбе целого народа, но об этом мы узнаем только сейчас.
Путь принца
В разгар Второй мировой войны, весной 1941 г., Югославия терпела поражение от гитлеровской Германии и ее союзников на всех фронтах. Территорию нынешней Черногории оккупирует Италия, намеревающаяся создать здесь псевдогосударство, подконтрольное властям в Риме. Итальянский премьер Бенито Муссолини находит блистательную кандидатуру на роль главы марионеточной страны – прямой наследник черногорского престола Михаило Петрович Негош, который с супругой помещен под арест в гестапо.
По задумке дуче, с помощью этого черногорского принца будет реализована идея превращения Черногории в итальянский сателлит, это как раз та фигура, которая способна склонить симпатии своих непримиримых сограждан от коммунистов на сторону итальянских фашистов…
Принц Михаило родился в 1908 г. и был первым внуком короля Черногории Николы I Петровича Негоша. Предполагалось, что Михаило Петрович со временем наследует престол, поэтому его воспитанию уделялось особое внимание.
В 1913 г. в беспокойный период европейской истории пятилетний мальчик с двумя родными братьями переезжает в Рим к своей тетке королеве Италии Елене Савойской. Савойская, которая была родом из Цетине, в 1886 г. вышла замуж за будущего итальянского короля Виктора-Эммануила III Савойского.
Дальнейшая биография принца Михаило в основном известна из оставленных им самим записей. Период многочисленных Балканских войн и Первую мировую войну Михаило провел в Италии, где оставался в течение шести лет. Братьев воспитывали гувернантки.
Мирко Петрович Негош является 9-м сыном Николы I и отцом принца Михаило
Здесь же они узнают о смерти своего отца Мирко, 9-го сына Николы I.
Мирко скончался в Вене в 1918 г. По одной версии, он находился в плену у
австро-венгерских войск, по другой – был направлен в Вену из-под
домашнего ареста в Черногории на лечение.В 11-летнем возрасте Михаило окончил школу и по воле матери с обоими братьями направился в Англию продолжать обучение. Там они выучили иностранные языки, изучали философию и занимались спортом.
В 1921 г. мать, вышедшая замуж повторно, перевозит всех детей в Париж. Со временем Михаило теряет братьев Павла и Эммануила.
Принц питал откровенную ненависть к фашистам и укрепился в своем мнении после убийства болгарскими террористами его двоюродного брата, короля Югославии Александра I Карагеоргиевича в 1934 г. в Марселе. Считалось, что за этим убийством стояли итальянские фашисты.
Нужно отметить, что Михаило с молодых лет впитал идеи югославянского братства и выступал за союз сербов, хорватов и словенцев, которые, по его мнению, могли быть сильны только в едином Королевстве Югославии.
27 января 1941 г. Михаило женился на француженке Женевьев, дочери французского врача. Весной они намеревались отправиться в свадебное путешествие в Югославию, но в эти планы вмешалась война. В начале 1940-х гг. Европа полыхала.
Предложение ценою в жизнь
В апреле 1941 г. принца с супругой вместе с еще примерно 50 обладателями югославских дипломатических паспортов по требованию Германии перевозят из Парижа в Швейцарию. Причем семью королевского наследника отделяют от остальных и направляют в Бад-Хомбург, недалеко от Франкфурта-на-Майне. В автобиографии Михаило пишет, что их поселили под присмотром гестапо в небольшом отеле.
В Бад-Хомбурге 29 мая 1941 г. его посещает посол Муссолини и делает предложение, от которого, как казалось, в тех условиях невозможно отказаться: свободу и престол короля Черногории, которая вот-вот должна (разумеется, при участии итальянцев) объявить о независимости.
Но принц отказывается. В условиях 1941 г., когда, казалось, вся Европа ляжет к ногам фашистов, для такого решения понадобилась известная смелость. Власти и богатству Михаило предпочел верность принципам, фашистские тюрьмы и, возможно, смерть. О своем нежелании быть итальянским наместником на родной земле принц уведомляет посла вполне откровенно.
«Во-первых, потому что всегда был и остаюсь непоколебимым поборником югославянского единства. Я последний человек, который бы мог уступить планам раздробления моей страны. Черногория – составная часть Югославии, и я всегда буду самым решительным противником черногорского сепаратизма, мотивированного исключительно желанием ослабить и разбить единство югославянского государства», – приводит Михаило в автобиографии ответ итальянскому послу.
Принц Михаило Петрович Негош с женой Женевьев
В качестве второй причины он заявил о клятве верности, которую дал
югославской королевской семье и покойному Александру I, и в беседе особо
подчеркнул, что никогда не предаст свой народ, к тому же выразив
уверенность в конечном поражении фашистов. Принц с супругой остаются в
заключении, их освобождают ненадолго осенью 1943 г., а в июне 1944 г.
Михаило вновь арестовывают до конца войны. В тюрьме же он узнал о
рождении 7 июля 1944 г. сына Николы.Смерть в нищете
Возможность вернуться на родину Михаило получил в 1948 г. Об этом периоде его жизни мало что известно. В течение восьми месяцев он занимает должность шефа протокола в югославском Министерстве иностранных дел в Белграде. Но отношения с коммунистическими властями не заладились, и семья возвращается в Париж, где Михаило не находит достойной работы. В 1949 г. его брак терпит крах, Женевьев с сыном начинают жить отдельно, тем не менее оставаясь во Франции.
Начинается новый этап жизни несложившегося монарха, гораздо более скучный, чем военные годы в Париже. Если раньше Михаило приходилось думать о том, как надежнее укрыть активистов французского сопротивления, то теперь становится проблемой в буквальном смысле хлеб насущный. Он не получает пенсию от властей Югославии и одновременно не просит помощи у европейских королевских семей, не пользуется своим славным именем, чтобы войти в так называемые бизнес-круги, и ведет уединенный образ жизни.
«Когда коммунистические власти лишили его содержания, ему было около 40 лет, он говорил на пяти языках, но не имел ремесла. Он смог устроиться переводчиком в полицейской префектуре, и в следующие пятнадцать лет жизнь у него стала легче из-за стабильной работы. Но в 70 лет его отправили на пенсию, она была мизерной. Вот тогда он по-настоящему стал тонуть и перестал интересоваться жизнью», – рассказывал принц Никола о последних годах жизни отца.
Конец наступил 24 марта 1986 г. Похороны последнего по титулу короля Черногории состоялись 1 апреля в сербской части кладбища Валь-де-Марн под Парижем. На церемонии присутствовали около 200 человек, в том числе представители семей европейских монархий. В 2010 г. на высоком уровне поднимался вопрос о возможности переноса останков Михаило в царскую усыпальницу в Цетине, где еще в 1989 г. была подготовлена гробница, но пока никакого решения не принято.
Очевидно, принцу, всю свою жизнь ратовавшему за идею единой Югославии, не суждено стать героем современной Черногории, гордящейся своим суверенитетом, хотя своим отказом от сотрудничества с оккупантами он предотвратил кровавую междоусобицу и в веках сохранил честь королевской семьи Негошей. Конец Михаило и его последователей, согласись он на предложение возглавить новое государство, был бы страшен, но понимание этого пришло позже. А тогда, в 1941 г., принц, пусть и внешне сохраняя оптимизм, не мог не понимать, что шагает в бездну ради сохранения единства народа. И этот поступок достоин самой светлой памяти.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий