четверг, 6 марта 2014 г.

В стране черных лесов

Черногория Черногория сегодняВсе думают, что Crna Gora – это только «черная гора», и поэтому называют эту страну Montenegro, или, по-русски, Черногория, на самом деле слово gora еще переводится как «лес»
   «Все думают, что Crna Gora – это только «черная гора», и поэтому называют нашу страну Montenegro, или, по-русски, Черногория. На самом деле в нашем языке gora еще переводится как «лес», и раньше мы говорили: «пойти на/в goru дров нарубить», т.е. пойти в лес. Но так как все леса у нас в основном растут на горах, то эти понятия в простонародье практически не различаются. К тому же лес, который растет в горах, в основном хвойный и поэтому густой и темный»…

   Так нам рассказывал об этимологии названия своей родины таксист из Мойковаца Джуро Йеврич, с которым нам посчастливилось познакомиться в первый же день приезда в Черногорию. Благо, что у Джуро, ко всему прочему, мама – учитель русского языка в школе, и уж он-то знает, что и как переводится на русский язык.

   И действительно, как только мы приземлились в аэропорту города Подгорицы и вышли из самолета, ощущение было такое, словно мы попали на другую планету, где воздух не просто чистый, а даже какой-то сладковатый на вкус. Реки и озера, над которыми мы пролетали, сверху были похожи на ленты ярко бирюзового цвета, уложенные меж темно-зеленых гор. Первое впечатление не оказалось обманчивым. Отправившись в первый же день не на побережье, а на север страны, в самое сердце Черных гор, мы с головой окунулись в первозданную красоту необыкновенной природы этой загадочной страны.

   В общем и целом в горах мы провели где-то 5 дней, 3 из которых шел проливной дождь. Кстати, когда мы, разговорившись с Джуро, спросили про погоду, он так и сказал, что вся вторая половина мая, как правило, дождливое время. За эти дни нам удалось побывать в городах Колашин, Мойковац, Жабляк и Никшич, кроме того, посетить национальные заповедники, которыми по праву гордятся черногорцы, – «Биоградское озеро» и «Дурмитор». По дороге из Подгорицы в Колашин и из Мойковаца в Жабляк нас все время сопровождала неугомонная Тара – каньон, который поистине впечатляет. К сожалению, нам было не до рафтинга в эту поездку, где все время приходилось думать только об одном: где бы найти удачный кадр и передать всю эту красоту?

   Но если нам еще выпадет удача приехать в Черногорию попробовать на вкус водную стихию, будет очень интересно! Еще, несмотря на столь короткое время, проведенное в горах, мы все же вполне убедились в том, что люди здесь очень гостеприимные и дружелюбные. Это несколько отличает их от своих собратьев с побережья, где набирающий обороты туристический бизнес оставляет отпечаток и на отношении местных жителей к приезжим, особенно русским, о которых говорят как о щедрых, любящих отдохнуть с размахом туристах. В горах же, напротив, все очень добродушны и по-соседски гостеприимны. Действительно, к нам относились не как к туристам, а как к дорогим гостям, приезд которых очень ждали. Первое же место, где мы поселились, внушило нам чувство спокойствия и какого-то домашнего уюта, словно мы приехали не в чужую страну, а к родственникам в деревню.

Тара Черногория сегодняПо дороге из Подгорицы в Колашин и из Мойковаца в Жабляк туристов все время сопровождает неугомонная Тара – каньон, который поистине впечатляет
   Мало того, что за комнату со всеми удобствами, которым позавидуют даже дорогие отели, мы заплатили всего по 10 евро с человека, так хозяева еще и угощали нас каждый вечер вкусным домашним молочным сыром и солоноватым и необыкновенно нежным на вкус пршутом! Благо, что местное вино у них стоит всего 2–2,5 евро, учитывая, что вечером оно пьется очень легко после долгого и полного впечатлений дня, поэтому каждый вечер на ужин мы с удовольствием выпивали это вкусное и легкое столовое вино в беседе с нашими милыми хозяевами. Звали их Sanya и Rado, у них трое детей, причем старшая дочь, которая уже учится в старших классах, усиленно изучает русский язык и собирается приехать в Москву, чтобы поступить в МГУ и получить специальность электротехника. Благодаря ей общаться с ними нам было легко, но и без специального перевода мы достаточно легко изъяснялись с нашими друзьями.

   В Жабляк мы ехали тоже очень весело. Собираясь ехать дальше, на северо-запад, мы выяснили с трудом, что регулярного автобусного сообщения между Колашином – Мойковацем и Жабляком нет. Дело в том, что на той автобусной станции, которая имелась в Колашине, сначала было трудно отыскать диспетчерскую, а потом, когда мы поняли, что пустая будка за забором – это и есть она, долго ждали самого диспетчера, который жестами нам и объяснил, что на автобусе от Колашина до Жабляка мы не доедем. Поэтому нам пришлось искать такси до Дурмитора, в результате за 30 евро нас отвез уже наш хороший знакомый Джуро. Надо сказать, что с этим водителем нам повезло несказанно. Во-первых, именно он в первый день отвез нас среди ночи в Колашин и пристроил к своим друзьям. Даже не представляю, как бы мы ориентировались в чужом незнакомом городе в темноте. Во-вторых, когда мы через два дня решили отправиться дальше и столкнулись с отсутствием расписания рейсов до Жабляка, а ехать через Подгорицу не очень хотелось, он с удовольствием согласился нас отвезти.

   И всю дорогу он нам рассказывал про свою родину, показывал буквально каждую деревню (деревни по несколько домов были разбросаны на склонах вдоль всего каньона), говорил, как она называется, кто там проживает, какая семейная община и что означают названия этих населенных пунктов. Через каждые полчаса мы неизменно останавливались по дороге, и Джуро звал нас посмотреть сверху или снизу на Тару, полюбоваться на какой-нибудь замечательный вид с обрыва или попробовать на вкус талую воду, бегущую тонкими ручейками по склонам вниз к реке, и каждый раз говорил: «Друзья, идите сюда, посмотрите, пожалуйста, на это чудо, вы такого нигде не увидите!» Кроме действительно потрясающего вида, мне больше всего запомнились в этой поездке неподдельная восторженность и трепетное чувство ко всему, что окружает этого человека, который родился и вырос в таких красивых местах. Поистине вот какими людьми должна гордиться Черногория, теми, кто любит ее всей душой и хочет этим чувством поделиться с окружающими.    Природа парка «Дурмитор», как мы затем выяснили, несколько отличается от горной местности восточной части страны. Здесь мы, поднявшись после знаменитого и грандиозного по своей конструкции моста Джурджевича, больше уже не спускались с перевала, а просто ехали до города, как будто бы по равнине, но это было на самом деле плоское высокогорье, где на фоне альпийских лугов высятся гиганты, покрытые снежными шапками, у подножия которых, собирая чистейшую талую воду, располагаются высокогорные ледниковые озера.

Дурмитор Черногория сегодняНациональный парк Черногории "Дурмитор"
   И сам город, и Черное озеро, до которого было очень приятно пройтись пешком (всего 1 км от города), оставили очень приятные воспоминания о тишине, умиротворенности и гармонии природы. Чтобы понять, как жили наши далекие предки в согласии с природой задолго до цивилизации, полагаю, достаточно пожить какое-то время в таком месте, где хоть цивилизация и вступила в полные права, но сделала она это очень изящно и непринужденно, превратив этот тихий уголок в приятное место для спокойного отдыха. Жители городка тоже оказались очень милыми и гостеприимными и как-то по-настоящему добросовестными. Об этом можно опять же судить по тому, что sobe в частном доме здесь можно снять совсем недорого (до 10 евро с человека). Вас порадуют безупречно чистые и по-домашнему уютные комнаты с весьма простой обстановкой, но зато с вышитыми одеялами. А поесть можно, без опасений зайдя в любой ресторанчик или трактир, пища везде будет вкусной, недорогой, словно приготовленной для своих.

   К сожалению, «прогуляв» весь Жабляк и озеро за один день и намереваясь остаться здесь еще на одни сутки, мы вынуждены были на следующее утро уезжать на юг. Дело в том, что ночью пошел сильный дождь, который не останавливался все утро и весь день. Делать в горах в такую погоду было нечего, а терять время на сидение дома не хотелось. С трудом добравшись до автостанции рано утром под проливным дождем, промокнув и замерзнув, мы стали ждать автобус до Никшича, который сначала отменили, а тот, что должен был приехать через два часа, опоздал еще на час и к тому же сломался, поэтому остался на станции с надеждой быть починенным. Окончательно замерзнув, мы взяли такси за 35 евро, которое и отвезло нас в Никшич, а по дороге мы еще попали под страшный град. Тем не менее, оказавшись в большом городе, мы уже не так расстраивались, что уехали, во всяком случае здесь тоже было что посмотреть.

   Правда, возникли трудности с заселением, потому что, как выяснилось, в таком большом городе, в отличие от мелких туристических местечек, не распространено сдавать частное жилье. Пришлось селиться в гостиницу, где цена была куда менее демократичной (66 евро за сутки за двухместный номер), учитывая, что сервис был ничуть не лучше домашних и приятных sobe. Пробежав вечером по мокрому и серому городу, мы решили, что лучше оставаться в гостинице. А побывав на следующий день в монастыре Острог под непрекращающимся ливнем и вернувшись в город, совсем было загоревали. Так долго продолжаться не могло – ни работы, ни впечатлений, ни настроения!

   Поэтому вместо запланированных двух суток в Никшиче мы провели там только одни и вечером следующего дня, опоздав уже на все автобусы до побережья, опять же на такси поехали до Будвы. В общем, вывод один: чтобы посетить Острог, не обязательно заезжать в Никшич, делать там совершенно нечего, а такси до Острога и обратно обойдется в такую же сумму (20–25 евро), как вся экскурсия в эту святыню, организованная из любого прибрежного курортного городка на целый день.
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий