Сейчас
черногорцы обычно вступают в брак в возрасте от 20 до 30 лет, это
достаточно мудрый возраст, когда оба молодых человека уже осознали, на
какой серьезный шаг они идут
Конечно, в наше время многое изменилось.
В большинстве случаев браки совершаются по обоюдному согласию и по любви.
Сейчас черногорцы обычно вступают в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Это достаточно мудрый возраст, когда оба молодых человека уже осознали, на какой серьезный шаг они идут.
И все же многие традиции сохранились.
Свадьба начинается с того, что жених с группой поддержки, в основном с родственниками-мужчинами, отправляется забирать невесту из ее дома.
Глава или старейшина семейства – «байрактар», который является главным распорядителем на свадьбе, несет родовой флаг. Пройдя препятствия, устроенные ее родственниками и подругами, подкупив их деньгами, подарками и вином, жених наконец забирает свою невесту.
По обычаю в старину в этот момент стреляли из ружья, что означало, что жених получил-таки невесту. Также стреляли из ружья, когда одна семья или род приветствовали другую семью или род.
Сейчас стрельба на свадьбах официально запрещена, и ее заменили гудками автомобилей.
После официальной церемонии невесту везут в дом жениха, и здесь она получает от свекрови и свекра яблоко или апельсин и бросает его в сторону своего нового дома, ведь, как это положено, жена идет жить к мужу.
Потом она обменивается подарками с зятем и свекровью, которые должна сделать своими руками. Затем она берет на руки маленького мальчика из семьи, которого ей заранее приготовили родственники мужа, и с ним переступает порог дома. Это делается для того, чтобы она поскорее родила сына. И начинается праздник!
Свадьбу в Черногории празднуют минимум два дня, причем в два этапа. Первый день, как правило, это суббота, – проводы. В доме невесты или в ресторане собираются родственники и друзья невесты, со стороны жениха присутствуют только его братья, сам он на проводы невесты не допускается и празднует свои собственные проводы со своими друзьями отдельно.
Второй день – воскресенье. Именно в этот день жених забирает невесту и после регистрации брака везет ее в свой дом или в ресторан – все зависит от обстоятельств, материального достатка и количества гостей. Белое платье невеста надевает, конечно, во второй, торжественный день. Надо сказать, что к наряду невесты здесь относятся без фанатизма и не придают ему особого значения, платья здесь берут или напрокат, или у ближайших родственников. Мужчины же, включая и самого жениха, обожают на свадьбу надевать на голову национальные шапочки с изображением герба Черногории.
«Горько» здесь кричать не принято, зато ни одна свадьба не обходится без «здравицы» – это речь, обращенная к молодым, своего рода тост с пожеланиями здоровья, детей и благополучия. После такой «здравицы» присутствующие поддерживают произносящего громкой и могучей песней, чтобы все сбылось наверняка. Не обходится свадьба и без танцев.
Национальный танец, чем-то напоминающий греческий и ирландский одновременно, исполняют, обнявшись, все гости – те, кто еще в состоянии держаться на ногах.
А трубачи и музыканты сопровождают богатую свадьбу от начала до конца, не давая расслабиться ни молодым, ни гостям, ни окружающим, оставляя долгий и незабываемый след в памяти людей.
В большинстве случаев браки совершаются по обоюдному согласию и по любви.
Сейчас черногорцы обычно вступают в брак в возрасте от 20 до 30 лет. Это достаточно мудрый возраст, когда оба молодых человека уже осознали, на какой серьезный шаг они идут.
И все же многие традиции сохранились.
Свадьба начинается с того, что жених с группой поддержки, в основном с родственниками-мужчинами, отправляется забирать невесту из ее дома.
Глава или старейшина семейства – «байрактар», который является главным распорядителем на свадьбе, несет родовой флаг. Пройдя препятствия, устроенные ее родственниками и подругами, подкупив их деньгами, подарками и вином, жених наконец забирает свою невесту.
По обычаю в старину в этот момент стреляли из ружья, что означало, что жених получил-таки невесту. Также стреляли из ружья, когда одна семья или род приветствовали другую семью или род.
Сейчас стрельба на свадьбах официально запрещена, и ее заменили гудками автомобилей.
После официальной церемонии невесту везут в дом жениха, и здесь она получает от свекрови и свекра яблоко или апельсин и бросает его в сторону своего нового дома, ведь, как это положено, жена идет жить к мужу.
Потом она обменивается подарками с зятем и свекровью, которые должна сделать своими руками. Затем она берет на руки маленького мальчика из семьи, которого ей заранее приготовили родственники мужа, и с ним переступает порог дома. Это делается для того, чтобы она поскорее родила сына. И начинается праздник!
Свадьбу в Черногории празднуют минимум два дня, причем в два этапа. Первый день, как правило, это суббота, – проводы. В доме невесты или в ресторане собираются родственники и друзья невесты, со стороны жениха присутствуют только его братья, сам он на проводы невесты не допускается и празднует свои собственные проводы со своими друзьями отдельно.
Второй день – воскресенье. Именно в этот день жених забирает невесту и после регистрации брака везет ее в свой дом или в ресторан – все зависит от обстоятельств, материального достатка и количества гостей. Белое платье невеста надевает, конечно, во второй, торжественный день. Надо сказать, что к наряду невесты здесь относятся без фанатизма и не придают ему особого значения, платья здесь берут или напрокат, или у ближайших родственников. Мужчины же, включая и самого жениха, обожают на свадьбу надевать на голову национальные шапочки с изображением герба Черногории.
«Горько» здесь кричать не принято, зато ни одна свадьба не обходится без «здравицы» – это речь, обращенная к молодым, своего рода тост с пожеланиями здоровья, детей и благополучия. После такой «здравицы» присутствующие поддерживают произносящего громкой и могучей песней, чтобы все сбылось наверняка. Не обходится свадьба и без танцев.
Национальный танец, чем-то напоминающий греческий и ирландский одновременно, исполняют, обнявшись, все гости – те, кто еще в состоянии держаться на ногах.
А трубачи и музыканты сопровождают богатую свадьбу от начала до конца, не давая расслабиться ни молодым, ни гостям, ни окружающим, оставляя долгий и незабываемый след в памяти людей.
В
прежние времена, когда рождался мальчик, ему радовались намного больше,
чем девочке, ведь он и продолжатель рода, и еще один воин-защитник
Рождение ребенка
В прежние времена, когда рождался мальчик, ему радовались намного больше, чем девочке, ведь он и продолжатель рода, и еще один воин-защитник…
Желали при этом обычно долгой жизни, здоровья и счастья, или, как в старой поговорке, «быть лучше своего отца – как конь лучше осла»!
На рождение («бабине», «повойница» – так это называется в Черногории) обычно в доме вешали подкову или волчий клык, чтобы у новорожденного не болел живот, а если ребенок заболевал, под порог дома клали нож. Считалось, что роженица в течение 40 дней нечиста, и все это время ей нельзя ходить в церковь и на мельницу. По истечении этого срока она шла в церковь и там получала очищение.
До конца XIX в. было принято, чтобы члены рода или мужчины, живущие по соседству, узнав, что родился сын, приходили с поздравлениями и непременно устраивали стрельбу из ружей перед домом. Согласно поверью, таким образом они нагоняли страх на злых духов, которые могли бы угрожать новорожденному и его матери.
Ребенка одаривали деньгами и обязательно клали их ему в люльку. На «бабине» обычно принято приходить в первой половине дня. Но в местечке Бела, что в районе Боко-Которского залива, например, люди идут целый день, пока солнце не скроется. У них есть примета, что так ребенок будет быстрее расти и развиваться. В доме гостям подносят вино и ракию и все пьют за здоровье нового родственника.
Сейчас пол ребенка уже не играет решающей роли, и многие из этих обычаев, безусловно, устарели. Но некоторые из них до сих пор в силе!
В прежние времена, когда рождался мальчик, ему радовались намного больше, чем девочке, ведь он и продолжатель рода, и еще один воин-защитник…
Желали при этом обычно долгой жизни, здоровья и счастья, или, как в старой поговорке, «быть лучше своего отца – как конь лучше осла»!
На рождение («бабине», «повойница» – так это называется в Черногории) обычно в доме вешали подкову или волчий клык, чтобы у новорожденного не болел живот, а если ребенок заболевал, под порог дома клали нож. Считалось, что роженица в течение 40 дней нечиста, и все это время ей нельзя ходить в церковь и на мельницу. По истечении этого срока она шла в церковь и там получала очищение.
До конца XIX в. было принято, чтобы члены рода или мужчины, живущие по соседству, узнав, что родился сын, приходили с поздравлениями и непременно устраивали стрельбу из ружей перед домом. Согласно поверью, таким образом они нагоняли страх на злых духов, которые могли бы угрожать новорожденному и его матери.
Ребенка одаривали деньгами и обязательно клали их ему в люльку. На «бабине» обычно принято приходить в первой половине дня. Но в местечке Бела, что в районе Боко-Которского залива, например, люди идут целый день, пока солнце не скроется. У них есть примета, что так ребенок будет быстрее расти и развиваться. В доме гостям подносят вино и ракию и все пьют за здоровье нового родственника.
Сейчас пол ребенка уже не играет решающей роли, и многие из этих обычаев, безусловно, устарели. Но некоторые из них до сих пор в силе!
Крещение
проводится чаще всего в церкви, иногда дома, где затем проходят
праздники, чаще всего торжественный обед, на котором собираются кумовья и
родственники
Крещение и кумовство
Важно было окрестить ребенка как можно раньше, но иногда крестили и через год. Крещение проводится чаще всего в церкви, иногда дома, где затем проходят праздники, чаще всего торжественный обед, на котором собираются кумовья и родственники. Куму дарят красивую рубашку, носки хорошего качества и обязательно полотенце, он же в ответ должен был преподнести украшения из золота и золотой дукат.
Крещение всегда назначалось на первую половину дня: люди верили, что если растет день, вместе с ним растет и дитя. Пока обряд крещения не совершился, кум почти не мог ничего есть, пить и даже курить, т.к. считалось, что из-за этого у ребенка будут плохие зубы.
На крещение родители давали ребенку имя, и зачастую это было имя кого-то из предков новорожденного (чаще всего умершего дедушки со стороны мужа).
Обычаи, связанные с кумовством, одинаковы во всей Черногории, особенно у христиан.
Эту традицию и по сей день здесь очень уважают и относятся к ней бережно, как к святыне. Отказываться от важной миссии не принято! Об этом свидетельствуют такие пословицы, как, например: «Отказаться можно от всего, но не от кумовства» и «Бог на небе, а кум на земле».
Кумом величают не только крестного отца, но и всех членов его семьи. Существует несколько категорий: старший кум, венчальный кум и крестный кум. На эту роль обычно выбирают самого близкого из друзей молодых и обязательно мужского пола. В прошлом бывало, что меняли кума, но очень редко. Например, если дети умерли или рождались одни девочки, считалось, что это поможет улучшить ситуацию.
Существовал еще один интересный обычай: когда у кого-нибудь умирали дети, считалось, что этому можно положить конец, если ребенка окрестит «кум намерник» (буквально – «первый встречный»). Его еще называли в Черногории «кум од неволе» («кум поневоле») или «кум од нужде» («кум по необходимости»). Такое крещение происходило так: мать с ребенком в люльке рано утром шла на перекресток и оставляла там люльку, а сама пряталась поблизости. Когда появлялся путник, она выбегала со словами: «Стань мне кумом во имя Бога и Иоанна (Крестителя)». Он брал дитя на руки и давал ему имя. Затем женщина вела «кума намерника» в церковь, чтобы совершить обряд крещения.
Черногорцы – гордые люди, не забывающие свое прошлое и уважающие старые обычаи. Как говорят, народ, который чтит свои традиции, – самый сплоченный и счастливый!
Вирджины или балказонки
Это странное, немного жуткое явление имело место в Черногории, Косово и Метохии, на севере Албании.
Если в семье не рождался мальчик, это считалось настолько постыдным, что отцу семейства приходилось делать страшную вещь - «превращать» В сына одну из дочерей.
Ей в раннем возрасте давали мужское имя, надевали мужскую одежду, коротко стригли волосы.
Первой вирджиной считают Милицу из черногорского клана Ровча, которая в 1855 г. поклялась, что заменит своему отцу сына, и вошла в мужское общество. Говорят, что в горном селе Черногории до сих пор живет одна из вирджин, которой уже больше семидесяти лет. Хотя все знают, что она женского пола, к ней относятся как к полноценному мужчине, хозяину дома.
Ее отец был черногорским четником, заслуженным героем, воевавшим всю жизнь и умершим в бою. Бог не дал ему наследника - его сыновья умирали вскоре после рождения. Зато было много дочерей, и пятая из них по собственному желанию решила «стать сыном», чтобы продолжить род своего отца. Ее отделили от сестер и стали воспитывать как мальчика. Она рано начала курить самокрутки, пить ракию, стрелять из пистолета... Она до сих пор предпочитает мужское общество и, как и большинство черногорских мужчин, не признает женщин за людей, т.к. в горах патриархальный порядок.
Последняя вирджина сейчас одна ведет хозяйство, сама косит траву на горных лугах... По рассказам черногорцев, она считает ошибкой природы, что родилась в женском теле. При этом довольна своей судьбой и совсем не жалеет, что «стала мужчиной», не вышла замуж и не родила детей.
Важно было окрестить ребенка как можно раньше, но иногда крестили и через год. Крещение проводится чаще всего в церкви, иногда дома, где затем проходят праздники, чаще всего торжественный обед, на котором собираются кумовья и родственники. Куму дарят красивую рубашку, носки хорошего качества и обязательно полотенце, он же в ответ должен был преподнести украшения из золота и золотой дукат.
Крещение всегда назначалось на первую половину дня: люди верили, что если растет день, вместе с ним растет и дитя. Пока обряд крещения не совершился, кум почти не мог ничего есть, пить и даже курить, т.к. считалось, что из-за этого у ребенка будут плохие зубы.
На крещение родители давали ребенку имя, и зачастую это было имя кого-то из предков новорожденного (чаще всего умершего дедушки со стороны мужа).
Обычаи, связанные с кумовством, одинаковы во всей Черногории, особенно у христиан.
Эту традицию и по сей день здесь очень уважают и относятся к ней бережно, как к святыне. Отказываться от важной миссии не принято! Об этом свидетельствуют такие пословицы, как, например: «Отказаться можно от всего, но не от кумовства» и «Бог на небе, а кум на земле».
Кумом величают не только крестного отца, но и всех членов его семьи. Существует несколько категорий: старший кум, венчальный кум и крестный кум. На эту роль обычно выбирают самого близкого из друзей молодых и обязательно мужского пола. В прошлом бывало, что меняли кума, но очень редко. Например, если дети умерли или рождались одни девочки, считалось, что это поможет улучшить ситуацию.
Существовал еще один интересный обычай: когда у кого-нибудь умирали дети, считалось, что этому можно положить конец, если ребенка окрестит «кум намерник» (буквально – «первый встречный»). Его еще называли в Черногории «кум од неволе» («кум поневоле») или «кум од нужде» («кум по необходимости»). Такое крещение происходило так: мать с ребенком в люльке рано утром шла на перекресток и оставляла там люльку, а сама пряталась поблизости. Когда появлялся путник, она выбегала со словами: «Стань мне кумом во имя Бога и Иоанна (Крестителя)». Он брал дитя на руки и давал ему имя. Затем женщина вела «кума намерника» в церковь, чтобы совершить обряд крещения.
Черногорцы – гордые люди, не забывающие свое прошлое и уважающие старые обычаи. Как говорят, народ, который чтит свои традиции, – самый сплоченный и счастливый!
Вирджины или балказонки
Это странное, немного жуткое явление имело место в Черногории, Косово и Метохии, на севере Албании.
Если в семье не рождался мальчик, это считалось настолько постыдным, что отцу семейства приходилось делать страшную вещь - «превращать» В сына одну из дочерей.
Ей в раннем возрасте давали мужское имя, надевали мужскую одежду, коротко стригли волосы.
Первой вирджиной считают Милицу из черногорского клана Ровча, которая в 1855 г. поклялась, что заменит своему отцу сына, и вошла в мужское общество. Говорят, что в горном селе Черногории до сих пор живет одна из вирджин, которой уже больше семидесяти лет. Хотя все знают, что она женского пола, к ней относятся как к полноценному мужчине, хозяину дома.
Ее отец был черногорским четником, заслуженным героем, воевавшим всю жизнь и умершим в бою. Бог не дал ему наследника - его сыновья умирали вскоре после рождения. Зато было много дочерей, и пятая из них по собственному желанию решила «стать сыном», чтобы продолжить род своего отца. Ее отделили от сестер и стали воспитывать как мальчика. Она рано начала курить самокрутки, пить ракию, стрелять из пистолета... Она до сих пор предпочитает мужское общество и, как и большинство черногорских мужчин, не признает женщин за людей, т.к. в горах патриархальный порядок.
Последняя вирджина сейчас одна ведет хозяйство, сама косит траву на горных лугах... По рассказам черногорцев, она считает ошибкой природы, что родилась в женском теле. При этом довольна своей судьбой и совсем не жалеет, что «стала мужчиной», не вышла замуж и не родила детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий