понедельник, 14 апреля 2014 г.

Черногорский «Китеж-град»

Мойдеж Черногория сегодня
   Восемь лет назад в селе Мойдеж, что неподалеку от Герцег-Нови, произошел масштабный оползень, который разрушил 3 семейных дома, еще 23 здания были повреждены. В годовщину этого происшествия председатель местного сообщества и технический директор Водопроводной компании Милорад Велаш заявил, что причины оползня до сих пор не устранены, «село по-прежнему тонет», а трещины на домах становятся все больше.

   Велаш напомнил, что от оползня пострадали имения, дороги, 8 старых мостов, построенных еще во времена Австро-Венгерской империи, источники и около 1 тыс. оливковых деревьев. Площадь оползня достигла 12 гектаров.

   «Центр села полностью разрушен. И сегодня Мойдеж продолжает жить в страхе, ведь мы не знаем, что случится завтра. Я держу связь с профессорами строительного факультета в Подгорице, и, по мнению профессора Мичко Радуловича, гидротехнический тоннель Potkop необходимо привести в безопасное состояние. Это возможно сделать, и для этого еще в 2008 г. правительство заказало проект у люблянской компании Geoportal, но план так и не был реализован. От него отказались, когда потребовалось объявить тендер», – сказал Велаш.

   Проблемы в селе, по словам Велаша, начались с приходом концессионеров – компаний Igalopromet, занимавшейся эксплуатацией источников Мойдежа, и будванской Hidromont merkur, исследовавшей подземные воды бассейна Мориня. Из-за несоблюдения условий концессии было нарушено естественное течение подземных вод, и начался оползень.

   Местные жители требовали, чтобы территория была санирована, т.е. приведена в прежнее состояние. Они обращались с множеством писем и апелляций по всем адресам, от президента Черногории и до концессионеров, но приезжали лишь инспекторы, которые делали замечания, так и оставшиеся пустыми словами на бумаге.

   «Сейчас я призываю всех тех, к кому мы уже обращались: приезжайте в Мойдеж, посмотрите, как обстоят дела, и скажите нам, что делать дальше, ведь село тонет, появляются новые деформации, вмятины и трещины на домах. Повреждения возникают с северной стороны домов, значит, оползень движется в сторону юга. Все это напоминает 2002 и 2004 гг., когда поднялись грунтовые воды, а затем почва начала сползать. Если эта ситуация повторится, жизнь в селе Мойдеж прекратится», – в тревоге восклицает Милорад Велаш.

   «Концессионеры приехали в Мойдеж, чтобы заработать миллионы, а мы от этого только пострадали, – продолжает председатель местного сообщества. – Мы просим о том, чтобы соблюдались законы. Я приглашаю господина Леопольда Маурера приехать и посмотреть, как некоторые граждане Черногории на чужом несчастье зарабатывают миллионы. Я призываю также кого-нибудь из Агентства по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями провести расследование, почему шахта, в которую правительство вложило 872тыс. евро, была построена так катастрофически плохо. Сейчас она проходима только до глубины 160 м, остальная часть обрушилась».

   Милорад Велаш сказал еще, что теперь жители Мойдежа пьют воду из Potkop, и вода эта настолько плохого качества, какой они не пили за всю свою историю. Все анализы показывают, что она не удовлетворяет даже минимальным требованиям к питьевой воде. Веками селяне брали воду из источника Ловац, но он пересох, и теперь необходимо постоянное решение для эксплуатации Potkop.

   Найти такое решение крайне сложно. Проект компании Geoportal планировалось реализовать в три этапа. Первый этап был частично выполнен – построили новую шахту, которую нужно было соединить со старой на глубине 360 м. Но строители ошиблись на 3,5 м! На втором этапе планировалось углубиться до 600 м, а в ходе третьего этапа должна быть пройдена зона осадочных горных пород длиной 70 м, и за ней установлен бетонный барьер, который позволит исключить влияние подземных вод на село Мойдеж. «Для того чтобы все это сделать, необходимо как минимум 1 млн евро», – считает Велаш.

   «За последние годы из Мойдежа уехали несколько семей, главным образом из-за нестабильной почвы и неопределенности. Опустела треть из 75 домов старожилов», – говорит Велаш. Он подчеркивает, что его дом от оползня пострадал больше, чем от печально знаменитого землетрясения 1979 г.
 
Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий